Логистика — что такое простыми словами, виды, оптимизация, эффективность и принципы логистики

Оптимизация логистики

В условиях обостряющейся конкуренции и борьбы за рынки компании стремятся сократить затраты в каждом звене, но это может привести к неоптимальному развитию всей системы логистики предприятия в целом.

Логисты и транспортники заняты решением оперативных задач, а вопросы стратегического развития часто рассматриваются другими подразделениями. Логистические стратегии часто выходят за пределами их рассмотрения.

Представители отдельных подразделений могут быть не заинтересованы в комплексных решениях. Вопросы, строить ли свой склад и где, отдавать ли на аутсорсинг логистику могут затрагивать личные интересы конкретных людей.

Выработка решения внутри компании требует согласования множества позиций, создание практически неуправляемой рабочей группы и т.д. и т.п.

В этой ситуации консультант может дать независимое обоснованное решение, при этом минимально отрывая работников от решения их ежедневных задач. К тем компетенциям, которые уже имеются в компании, консультант может добавить широкое знание отрасли и ее лучших практик, знание смежных рынков, опыт подготовки стратегических документов, да и просто ответы на вопросы, которые назрели внутри компании и требуют особой (транспортной!) компетенции.

Ситуации, когда полезно начать оптимизацию логистики:

  • изменения на рынке
  • усиление конкуренции
  • слияния и поглощения компаний, изменения организационной структуры
  • открытие новых подразделений, проектов
  • изменение стратегии развития компании, изменение руководства
  • диверсификация бизнеса
  • реализация стратегии по уменьшению транспортных издержек во всех сопряженных блоках
  • и другие…
  • Кому нужна оптимизация логистики?

Нет пределов совершенству, поэтому оптимизация логистики приносит результаты любой компании. Но особенно актуальна эта задача для компаний, крупных холдингов, имеющих сложную организационную структуру, большую номенклатуру выпускаемой продукции, широкий круг поставщиков, диверсифицированные рынки сбыта.. иными словами, чем больше масштаб и сложность бизнеса, тем больший эффект способна принести оптимизация.

  • Что такое оптимизация логистики?

В математике оптимизация – нахождение минимума или максимума (в зависимости от задачи) целевой функции. Это понимание оптимизации пришло из математики и в управленческую практику.

Оптимизация логистики – это достижение такого состояния транспортно-логистической системы, в котором она наиболее эффективна по какому-либо заданному нами показателю.

  • Какие виды проектов по оптимизации логистики выполняет «Морстройтехнология»?

Оптимизировать можно практически любой элемент (подсистему) транспортно-логистической системы, поэтому спектр работ в рамках данного направления очень широкий, далее приводим не полный перечень возможных оптимизаций:

  • оптимизация складских запасов,
  • выбор местоположения для логистических объектов,
  • выбор упаковки и вида транспорта,
  • оптимизация железнодорожной инфраструктуры предприятия,
  • выбор и оптимизация схем транспортировки,
  • оптимизация терминальной инфраструктуры под новые требования рынка.

Однако есть и иной подход в планировании логистики, при котором транспортно-логистическая система понимается как единое целое, а оптимизируется весь комплекс логистических схем. Большая часть проектов «Морстройтехнологии» в области оптимизации логистики связаны именно с комплексной оптимизацией.

Одним из востребованных в последнее время направлений является оптимизация логистики при освоении труднодоступных месторождений .

  • Какие задачи решаются при оптимизации логистики?

Хотя конкретный набор задач определяется особенностями каждого проекта, можно выделить несколько базовых этапов при оптимизации логистики.

1. Определение целей и задач. Снижение транспортных затрат, конечно же, является приоритетной задачей для подавляющего большинства компаний. Тем не менее, надежность цепи поставок, возможность гибкой реакции на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение гарантированного доступа к той или иной транспортной инфраструктуре могут также быть немаловажными факторами.

Поэтому, начиная работу над проектом оптимизации логистики, мы в первую очередь проводим интервью с руководством компании, людьми, обладающими ключевыми компетенциями в логистической деятельности предприятия, чтобы понять, какие ожидания есть от логистической стратегии, и предлагаем критерии оптимизации логистики, которые согласовываются компанией.

Также анализируются требования к логистике со стороны прочих подразделений компаний.

2. Анализ текущего состояния транспортной системы включает как анализ статистики и показателей работы всех элементов транспортного комплекса компании, так и обследование необходимых элементов инфраструктуры. Внимание уделяется как внутренней (например, внутризаводской) транспортной инфраструктуре, так и внешней – морским и речным портам, автодорогам, пропускной способности железнодорожных станций и т.п.Для этого наши специалисты выезжают на наиболее значимые объекты для обследования, привлекаются эксперты разного профиля.

3. Еще одна фаза оптимизации – моделирование грузопотоков . Для каждого предприятия мы строим модель грузопотоков, в которой для каждой номенклатуры груза определяются все возможные корреспонденции (т.е. направления поставок продукции с предприятия либо точки отгрузки поступающего сырья), альтернативные маршруты доставки, и по ним рассчитываются обобщенные логистические затраты.

Эти затраты включают не только транспортные издержки, но и стоимость хранения, может быть учтена стоимость оборотных средств, «замороженных» при длинных сроках поставок.

Отдельно учитываются также существующие и перспективные ограничения по каналам поставок – например, ограниченная пропускная способность железнодорожных подходов или морских портовых терминалов.

Для анализа грузопотоков разработана модель на базе Excel, которая помогает автоматизировать эти расчеты.

4. Результирующая стадия – разработка плана мероприятий, которые включают в себя как решения по строительству или реконструкции транспортной инфраструктуры, так и организационные мероприятия.Предлагаются технологические решения, оценивается стоимость строительства. Принимаются решения об оптимальных транспортно-логистических каналах, определяется целесообразность приобретения активов (складов, портовых терминалов, оборудования, подвижного состава), определяются принципы взаимодействия споставщикам транспортных и логистических услуг.

  • Что получается в результате оптимизации логистики?

Результат оптимизации логистики зависит от конкретной ситуации предприятия и поставленных целей. Как правило, результатом является сокращение обобщенных транспортных затрат (т.е. затрат, включающих не только все затраты на транспорт и хранение, но стоимостную оценку качественных характеристик цепочек поставок, таких, как сроки, риски срыва поставки, повреждения груза и т.п., а также стоимость содержания и строительства транспортной инфраструктуры).

Простая минимизация транспортных затрат может привести к высоким рискам и большим потерям. Более затратная инфраструктура может работать более надежно и регулярно. Это необходимо учитывать при постановке целей оптимизации и разработке соответствующих решений.

  • Как заказать проект по оптимизации логистики?

Оптимизация логистики приглашенной инжиниринговой компанией предполагает участие заказчика в определении целей работы, анализе ситуации и разработке плана мероприятий, поскольку никто не знает Вашу компанию изнутри так, как Вы.

Совместная работа начинается с составления технического задания. Поскольку эта задача не так однозначна и проста, мы предлагаем Вашему вниманию примеры технических заданий по некоторым выполненным нами проектам , а также информационный материал о том, как правильно составить техническое задание на оптимизацию логистики .

Ну а лучше всего – просто свяжитесь с нами. Мы поможем сформулировать, какие выгоды ваше предприятие сможет получить от оптимизации.

  • Сколько стоит оптимизация логистики?

Вопросы стоимости всегда волнуют практичные умы. К сожалению, мы не можем дать ответ на этот вопрос, не понимая особенностей каждой отдельной задачи, работы.

Ценообразование учитывает сложность работы и объем трудозатрат.

Проекты по оптимизации логистики, как правило, часто требуют детального обследования и технологического анализа существующей инфраструктуры и площадок потенциального строительства с выездом группы специалистов на объект. Кроме того, может потребоваться обработка большого массива первичных документов для получения данных о текущей ситуации и динамике развития.

Диапазоны стоимости услуг в зависимости от состава работ показаны в информационном материале «От чего зависит стоимость услуг?».

Оптимизация логистики

В условиях обостряющейся конкуренции и борьбы за рынки компании стремятся сократить затраты в каждом звене, но это может привести к неоптимальному развитию всей системы логистики предприятия в целом.

Логисты и транспортники заняты решением оперативных задач, а вопросы стратегического развития часто рассматриваются другими подразделениями. Логистические стратегии часто выходят за пределами их рассмотрения.

Представители отдельных подразделений могут быть не заинтересованы в комплексных решениях. Вопросы, строить ли свой склад и где, отдавать ли на аутсорсинг логистику могут затрагивать личные интересы конкретных людей.

Выработка решения внутри компании требует согласования множества позиций, создание практически неуправляемой рабочей группы и т.д. и т.п.

В этой ситуации консультант может дать независимое обоснованное решение, при этом минимально отрывая работников от решения их ежедневных задач. К тем компетенциям, которые уже имеются в компании, консультант может добавить широкое знание отрасли и ее лучших практик, знание смежных рынков, опыт подготовки стратегических документов, да и просто ответы на вопросы, которые назрели внутри компании и требуют особой (транспортной!) компетенции.

Ситуации, когда полезно начать оптимизацию логистики:

  • изменения на рынке
  • усиление конкуренции
  • слияния и поглощения компаний, изменения организационной структуры
  • открытие новых подразделений, проектов
  • изменение стратегии развития компании, изменение руководства
  • диверсификация бизнеса
  • реализация стратегии по уменьшению транспортных издержек во всех сопряженных блоках
  • и другие…
  • Кому нужна оптимизация логистики?

Нет пределов совершенству, поэтому оптимизация логистики приносит результаты любой компании. Но особенно актуальна эта задача для компаний, крупных холдингов, имеющих сложную организационную структуру, большую номенклатуру выпускаемой продукции, широкий круг поставщиков, диверсифицированные рынки сбыта.. иными словами, чем больше масштаб и сложность бизнеса, тем больший эффект способна принести оптимизация.

  • Что такое оптимизация логистики?

В математике оптимизация – нахождение минимума или максимума (в зависимости от задачи) целевой функции. Это понимание оптимизации пришло из математики и в управленческую практику.

Оптимизация логистики – это достижение такого состояния транспортно-логистической системы, в котором она наиболее эффективна по какому-либо заданному нами показателю.

  • Какие виды проектов по оптимизации логистики выполняет «Морстройтехнология»?

Оптимизировать можно практически любой элемент (подсистему) транспортно-логистической системы, поэтому спектр работ в рамках данного направления очень широкий, далее приводим не полный перечень возможных оптимизаций:

  • оптимизация складских запасов,
  • выбор местоположения для логистических объектов,
  • выбор упаковки и вида транспорта,
  • оптимизация железнодорожной инфраструктуры предприятия,
  • выбор и оптимизация схем транспортировки,
  • оптимизация терминальной инфраструктуры под новые требования рынка.

Однако есть и иной подход в планировании логистики, при котором транспортно-логистическая система понимается как единое целое, а оптимизируется весь комплекс логистических схем. Большая часть проектов «Морстройтехнологии» в области оптимизации логистики связаны именно с комплексной оптимизацией.

Одним из востребованных в последнее время направлений является оптимизация логистики при освоении труднодоступных месторождений .

  • Какие задачи решаются при оптимизации логистики?

Хотя конкретный набор задач определяется особенностями каждого проекта, можно выделить несколько базовых этапов при оптимизации логистики.

1. Определение целей и задач. Снижение транспортных затрат, конечно же, является приоритетной задачей для подавляющего большинства компаний. Тем не менее, надежность цепи поставок, возможность гибкой реакции на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение гарантированного доступа к той или иной транспортной инфраструктуре могут также быть немаловажными факторами.

Поэтому, начиная работу над проектом оптимизации логистики, мы в первую очередь проводим интервью с руководством компании, людьми, обладающими ключевыми компетенциями в логистической деятельности предприятия, чтобы понять, какие ожидания есть от логистической стратегии, и предлагаем критерии оптимизации логистики, которые согласовываются компанией.

Также анализируются требования к логистике со стороны прочих подразделений компаний.

2. Анализ текущего состояния транспортной системы включает как анализ статистики и показателей работы всех элементов транспортного комплекса компании, так и обследование необходимых элементов инфраструктуры. Внимание уделяется как внутренней (например, внутризаводской) транспортной инфраструктуре, так и внешней – морским и речным портам, автодорогам, пропускной способности железнодорожных станций и т.п.Для этого наши специалисты выезжают на наиболее значимые объекты для обследования, привлекаются эксперты разного профиля.

3. Еще одна фаза оптимизации – моделирование грузопотоков . Для каждого предприятия мы строим модель грузопотоков, в которой для каждой номенклатуры груза определяются все возможные корреспонденции (т.е. направления поставок продукции с предприятия либо точки отгрузки поступающего сырья), альтернативные маршруты доставки, и по ним рассчитываются обобщенные логистические затраты.

Эти затраты включают не только транспортные издержки, но и стоимость хранения, может быть учтена стоимость оборотных средств, «замороженных» при длинных сроках поставок.

Отдельно учитываются также существующие и перспективные ограничения по каналам поставок – например, ограниченная пропускная способность железнодорожных подходов или морских портовых терминалов.

Для анализа грузопотоков разработана модель на базе Excel, которая помогает автоматизировать эти расчеты.

4. Результирующая стадия – разработка плана мероприятий, которые включают в себя как решения по строительству или реконструкции транспортной инфраструктуры, так и организационные мероприятия.Предлагаются технологические решения, оценивается стоимость строительства. Принимаются решения об оптимальных транспортно-логистических каналах, определяется целесообразность приобретения активов (складов, портовых терминалов, оборудования, подвижного состава), определяются принципы взаимодействия споставщикам транспортных и логистических услуг.

  • Что получается в результате оптимизации логистики?

Результат оптимизации логистики зависит от конкретной ситуации предприятия и поставленных целей. Как правило, результатом является сокращение обобщенных транспортных затрат (т.е. затрат, включающих не только все затраты на транспорт и хранение, но стоимостную оценку качественных характеристик цепочек поставок, таких, как сроки, риски срыва поставки, повреждения груза и т.п., а также стоимость содержания и строительства транспортной инфраструктуры).

Простая минимизация транспортных затрат может привести к высоким рискам и большим потерям. Более затратная инфраструктура может работать более надежно и регулярно. Это необходимо учитывать при постановке целей оптимизации и разработке соответствующих решений.

  • Как заказать проект по оптимизации логистики?

Оптимизация логистики приглашенной инжиниринговой компанией предполагает участие заказчика в определении целей работы, анализе ситуации и разработке плана мероприятий, поскольку никто не знает Вашу компанию изнутри так, как Вы.

Совместная работа начинается с составления технического задания. Поскольку эта задача не так однозначна и проста, мы предлагаем Вашему вниманию примеры технических заданий по некоторым выполненным нами проектам , а также информационный материал о том, как правильно составить техническое задание на оптимизацию логистики .

Ну а лучше всего – просто свяжитесь с нами. Мы поможем сформулировать, какие выгоды ваше предприятие сможет получить от оптимизации.

  • Сколько стоит оптимизация логистики?

Вопросы стоимости всегда волнуют практичные умы. К сожалению, мы не можем дать ответ на этот вопрос, не понимая особенностей каждой отдельной задачи, работы.

Ценообразование учитывает сложность работы и объем трудозатрат.

Проекты по оптимизации логистики, как правило, часто требуют детального обследования и технологического анализа существующей инфраструктуры и площадок потенциального строительства с выездом группы специалистов на объект. Кроме того, может потребоваться обработка большого массива первичных документов для получения данных о текущей ситуации и динамике развития.

Диапазоны стоимости услуг в зависимости от состава работ показаны в информационном материале «От чего зависит стоимость услуг?».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Сущность оптимизации логистических систем. Локальные и глобальные критерии оптимизации

Современное промышленное производство – это сложнейший механизм, включающий в себя как собственно производственно-технологические подразделения, осуществляющие производство полуфабрикатов, деталей, компонентов, сборочных единиц из исходного сырья и материалов, а затем сборку готовой продукции из этих элементов, так и большое количество вспомогательных подразделений, которые часто объединяют единым названием «инфраструктура» производства. Кроме того, основные и вспомогательные подразделения объединены централизованной системой менеджмента фирмы. Иногда структура фирмы состоит из отдельных производственных подразделений и дочерних фирм, располагающихся в разных городах, регионах. Все это значительно усложняет проблему формирования эффективных логистических систем и логистического менеджмента, так как дополнительно возникают задачи транспортировки готовой продукции на значительные расстояния, вопросы создания промежуточных запасов и т.п. [3]

Через инфраструктурные подразделения каждое предприятие формирует внешние хозяйственные связи и осуществляет внутреннее взаимодействие своих структурных элементов. Непосредственное управление финансовыми и трудовыми ресурсами предприятия производиться только с помощью инфраструктурных подразделений. Применение концепции логистики, сохраняя технологическую специализацию элементов предприятия, помогает таким образом интегрировать подразделения основного и инфраструктурного комплексов, что они составляют единое целое, каждая часть которого по отдельности не может функционировать самостоятельно. [5]

Логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками. Иными словами, логистическая система – это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком.

Логистическая система предприятия функционирует, постоянно изменяя свои параметры. При этом каждая комбинация значений рассматриваемых параметров логистической системы характеризуется различной эффективностью. Современные условия требуют постоянной оптимизации работы логистики в целях повышения ее эффективности. [4]

Оптимизация представляет собой установление наилучшего соответствия между системой и ее окружением. Оптимизация должна охватывать весь процесс решения логистических задач, включая уяснение самой задачи, выбор системы целей, анализ и синтез систем, выбор наилучшей системы.

Оптимизация логистической системы – это процедура (процесс) управления логистической системой в целях достижения экстремального значения критерия оценки ее качества. Однако при проведении оптимизации логистической системы не следует пытаться достичь точного значения экстремума, поскольку это стремление может обернуться многими трудностями, а конечный эффект может быть невелик. С понятием оптимизации связано понятие оптимальности.

Оптимальность в логистике может употребляться в трех значениях: как наилучший вариант из всех возможных состояний системы, т. е. решение задачи на оптимум; как наилучшее направление изменений логистической системы, т. е. выйти на оптимум; как цель развития (в том случае, если говорят о достижении оптимума). [11]

Оптимальность логистической системы также означает характеристику уровня качества принимаемых решений (оптимальный план, оптимальное управление), характеристику состояния логистической системы или ее функционирования (оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).

Оптимизация логистической системы должна проводиться на основе соблюдения принципа оптимизации, который может быть сформулирован следующим образом: любое решение должно приниматься всегда таким образом, чтобы благодаря выбранной альтернативе (другими словами, благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата) осуществлялось бы оптимальное достижение поставленной системы целей обслуживания логистической системы. [1]

Логистическая система вообще может быть эффективной, но не обязательно оптимальной, оптимальной, но неэффективной, как эффективной, так и оптимальной. Эффективность и оптимальность взаимосвязаны. Как эффективность, так и оптимальность системы зависят во многом от того, насколько эффективны и оптимальны логистические подсистемы, и наоборот. Существует зависимость: эффективность функционирования компонентов способствует росту эффективности логистической системы в целом, но не всегда приводит к ней.

Критерий выбора вытекает из цели лица, принимающего решение. Традиционно целью логистики называют организацию поставок покупателям нужного (по количеству и качеству) продукта в заданные место и сроки с наименьшими затратами. При этом сама логистика выступает как функциональная область управления операциями по физическому перемещению и хранению ресурсов и благ, называемых “логистическими операциями”. В итоге логистическая оптимизация ориентируется на критерий минимума затрат (логистических затрат) на выполнение этих операций. Данный критерий обладает рядом недостатков. [12]

Управление сложным хозяйственным объектом предполагает оптимизацию проходящего через него потока (преобразования ресурсов в блага) на всех стадиях его движения. Отсюда важнейшим принципом эффективного управления является принцип глобальной (в смысле полного охвата управляемого процесса) оптимизации. Однако ограничение предмета логистики одними лишь “логистическими” операциями и применение критерия минимума “логистических” затрат делает невозможным принятие глобально оптимальных решений.

Результирующими показателями поведения хозяйственных объектов всегда являются экономические параметры. Вместе с тем, сложившаяся в рамках традиционной логистики практика оптимизационных решений, имеет дело, главным образом, с технологическими переменными, при этом экономические переменные если и учитываются, то лишь косвенно – в качестве ограничений. [3]

Технологические критерии нацеливают на максимизацию интенсивности использования ресурсов и сводят процесс оптимизации сложного потока к отысканию узкого места в хозяйственном процессе. Но оптимальные технологические решения крайне редко согласуются с оптимальными экономическими критериями.

Возможной причиной технологического акцента “логистической” оптимизации является неопределенность того, какой вид затрат – валовые или средние – подлежит минимизации. Если речь идёт о валовых затратах, то, во-первых, надо понимать, что они вообще-то не минимизируются, т. к. по мере увеличения выпуска всегда растут. Минимизация валовых затрат как критерий выбора применима только в аспекте сравнительной эффективности альтернативных вариантов, тождественных по всем прочим условиям (и в первую очередь – по величине выпуска). Но весь творческий потенциал логистики как раз и связан с отказом от этой тождественности. Во-вторых, включение в анализ параметров времени и места поставки не только расширяет пространство допустимого выбора, но и ставит вопрос об оптимизации логистической цепи, организуемой для реализации конкретного вида потока, т. е. согласование локальных решений всех её звеньев. Вместе с тем, оценка сравнительной эффективности по критерию минимума валовых затрат не предназначена для решения этой задачи. [5]

В этом вопросе более адекватен анализ средних на единицу продукции затрат, поскольку нацеливает на исследование их зависимости от параметров потока (скорость, время поставки и т. д.) на всех стадиях его движения. Но тогда очевидно, что решения по критериям “узкого места” и минимума суммарных средних затрат будут тождественны только в случае снижающихся функций средних затрат в каждом из сопряжённых в цепь логистических звеньев. Но веских оснований для признания закономерности этого случая нет.

Напротив, оптимальный (по критерию минимума средних затрат) уровень производства, как правило, меньше максимально возможного выпуска. Соответственно, величина глобального (по критерию минимума суммарных средних затрат) оптимума выпуска может превышать локально оптимальный его уровень на отдельных операциях. Таким образом, принцип “узкого места” не может быть признан в качестве общего метода оптимизации потока. [7]

Необходимо подчеркнуть, что даже устранение всех предыдущих замечаний (что в принципе возможно) не позволяет ориентироваться на критерий минимума средних затрат при оптимизации логистических решений, поскольку сфера его применения крайне ограничена.

Наиболее существенной чертой хозяйственной деятельности является ориентация на максимизацию благосостояния хозяйствующего субъекта. В приложении к производству эта цель конкретизируется в показателе прибыли. При этом никакой характер функции спроса уже не позволяет абстрагироваться от фактора цены. Даже в условиях совершенной конкуренции, когда предприятие способно управлять только своими затратами и объемом производства, максимизация прибыли достигается при выпуске, превышающем выпуск с минимальными средними затратами. Иными словами, критерий минимума средних затрат ни при каком типе рыночной структуры не может восприниматься даже как частный случай максимальной прибыли.

Чтобы выявить рамки применения критерия минимума средних затрат, необходимо установить таких субъектов, благосостояние которых напрямую связано с минимизацией затрат и только с ней. Очевидно, что такими субъектами являются руководители среднего уровня управления – начальники функциональных отделов и производственных подразделений, т. е. те субъекты, которые не являются ни предпринимателями, ни наёмными управляющими высшего эшелона управления. Это полностью согласуется с узким функциональным содержанием традиционной логистики, которая, таким образом, не способна служить теоретическим основанием управления деловыми организациями. [12]

Сказанное выше позволяет сформулировать признаки критерия обоснования подлинно логистических решений, т.е. решений по выбору параметров потока на всём протяжении управляемого хозяйственного процесса. Он должен носить глобальный характер, иметь экономическое содержание и нацеливать на максимизацию благосостояния хозяйствующего субъекта. Если речь идет о деловой организации, то данным признакам удовлетворяет только один критерий – максимум предпринимательской прибыли. [22]

Для обозначения показателя, экстремум которого соответствует оптимальному решению, используется большой набор терминов: функция цели (целевая функция), функция отклика, параметр оптимизации, критерий оптимизации и др. Чаще всего эти термины рассматриваются как синонимы.

Понятие критерий оптимизации надо четко различать с понятием цель оптимизации. Целью оптимизации является получение заданного продукта (вещества) с заданными параметрами (например, состав). С понятиями критерий оптимизации и цель оптимизации тесно связаны такие понятия как граничные условия по входным, выходным и управляющим параметрам системы. Граничными условиями мы будем называть такие в рамках, которых могут варьироваться входные, выходные и управляющие параметрам системы (например, температура как управляющий параметр процесса может варьироваться только в определенном диапазоне). Критерий оптимизации имеет смысл, если при его определении учтены граничные условия по входным, выходным и управляющим параметрам системы.

Выбор критерия оптимизации является одним из первых и ответственных этапов работ по выбору оптимальных решений. В самом деле, прежде чем искать наилучшее, наивыгоднейшее решение той или иной задачи, необходимо четко определить, что мы будем понимать под понятием «наивыгоднейшее». Выбор критерия недостаточно полно отражающего постановку задачи, может привести к серьезным просчетам, приводящим в последствии к не достижению цели оптимизации. [18]

Обычно считается, что как при разработке и проектировании производства, так и при управлении им, оптимальным является решение, обеспечивающее наибольшую экономическую эффективность производства. Для самостоятельного производственного комплекса, исходные и конечные продукты которого являются товарными, это положение стало общепризнанным. В случае отдельных аппаратов и узлов технологической схемы наряду с критерием эффективности используют и так называемые «технологические» критерии.

Основная трудность в формировании экономического критерия оптимизации обусловлена тем, что из математической постановки задачи вытекает требование использовать в качестве критерия единственный обобщенный показатель. В то же время экономическая эффективность производства имеет множество частных аспектов, и для их оценки применяются многочисленные самостоятельные показатели, в том числе такие, как производительность, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность и др.

Важно отметить, что при выборе обобщенного показателя речь идет не только об учете в той или иной степени нескольких аспектов экономической эффективности, но и о сопоставлении их в эквивалентных соотношениях, которые позволяли бы соизмерять выигрыш за счет улучшения одних показателей с проигрышем за счет ухудшения других. [8]

Необходимость такого сопоставления вытекает из компромиссного характера большинства задач оптимизации. Компромиссный характер оптимизации обусловлен тем, что варьирование параметров в окрестностях оптимума приводит, как правило, к благоприятному изменению лишь некоторых частных показателей эффективности и одновременно сопровождается неблагоприятным изменением остальных частных показателей. Так, например, при снижении себестоимости продукции, вследствие более полной конверсии исходных продуктов реакции, требуется увеличение объема реактора, т.е. происходит рост капитальных затрат. Увеличение чистоты продукта, при прочих равных условиях, часто может быть достигнуто при увеличении капитальных и эксплуатационных затрат по узлу разделения. Следует отметить, что в некоторых случаях оптимальный компромисс может находиться за пределами допустимых значений варьируемых параметров, ограниченных теми или иными техническими условиями, требованиями безопасности и т.п. [2]

Из множества частных показателей эффективности производства можно выделить основные экономические параметры, которые при заданных ценах и нормативных показателях однозначно определяют значения подавляющего большинства остальных показателей. Часто главными экономическими параметрами выбирают следующие:

1. Количество реализованной продукции В т/год.

2. Качество продукции, которое по каждому из конечных продуктов может оцениваться совокупностью pj физических или физико-химических параметров, например температура плавления, содержание примесей, мутность раствора и т.п.

3. Эксплуатационные, т.е. регулярные затраты на производство продукции.

4. Капитальные, т.е. единовременные затраты, включая затраты на создание необходимых для функционирования производства оборотных фондов. [19]

Как правило, варьируя их в тех или иных пропорциях, получают обобщенный критерий эффективности производства.

Сформулированному обобщенному критерию оптимизации схемы в целом не должны противоречить критерии оптимального функционирования отдельных ее составных частей. Локальные критерии оптимизации должны, с одной стороны, выбираться автономно для данного узла или аппарата, но с другой стороны не вступать в конфликт с глобальным критерием. Известно, что совокупность оптимальных критериев составных частей общего не обязательно дает совокупный критерий оптимизации целого. [12]

Как оптимизировать логистику компании за 40 минут?

Как оптимизировать логистику компании за 40 минут?

Как оптимизировать логистику компании за 40 минут?

Именно столько времени потребуется Вам для того, чтобы руководствуясь ниже представленными рекомендациями составить план оптимизации логистики компании.

В условиях высокой конкуренции и тотального сокращения затрат компании стремятся к минимизации расходов в каждом звене логистической системы, что не всегда благотворно влияет на ситуацию в целом. В примерах, представленных ниже, представлены ситуации, в которых методология логистического менеджмента не применяется, что приводит к значительным финансовым потерям для компании.

Как оптимизировать логистику компании за 40 минут?

Именно столько времени потребуется Вам для того, чтобы руководствуясь ниже представленными рекомендациями составить план оптимизации логистики компании.

В условиях высокой конкуренции и тотального сокращения затрат компании стремятся к минимизации расходов в каждом звене логистической системы, что не всегда благотворно влияет на ситуацию в целом. В примерах, представленных ниже, представлены ситуации, в которых методология логистического менеджмента не применяется, что приводит к значительным финансовым потерям для компании.

Например, менеджеры по закупкам компании «HerrmannTradeCompany» для сокращения расходов и получения скидок на заказываемую у поставщиков продукцию, принимают решение о покупке более крупных партий товара. В следствие этого, цена за единицу товара сокращается, закупщик получает дополнительную скидку за партию в следствие чего удается сократить затраты на закупку на 8%, в денежном эквиваленте (250 тыс. долл). В то же время, расходы на хранение более крупных партий товаров увеличились на 270 тыс. долл.

Другой пример неоптимального сокращения расходов: департамент логистики компании «ЛэндБридж» для сокращения расходов на аренду принимает решение о переносе распределительного центра (РЦ) из Москвы в Московскую область. В результате того, что решение о переносе РЦ принималось без учёта транспортной работы, расположения и объемов отгрузок от поставщиков и потреителям, в течение первых же 3 месяцев работы увеличение затрат на транспортное обеспечение превысило экономию от сокращения арендной платы, а годовые потери компании составили более $850000.

Таким образом, для оптимизации логистики на предприятии необходимо применять комплекс мероприятий, позволяющих снизить издержки не только в отдельном элементе цепи поставок, а в совокупности во всей цепи.

Для этого необходимо воспользоваться методологией логистического менеджмента . Логистический менеджмент это совокупность способов и методов управления процессом товародвижения, основывающихся на определении оптимальных параметров (критерием оптимума могут быть минимальные общие логистические издержки, уровень сервиса, предоставляемого клиентам, уровень рисков в цепях поставок).

Таблица 1. Методы оптимизации функциональных областей логистики.

Функциональные области логистики

Метод оптимизации

Достигаемый результат

Закупки

Внедрение системы управление запасами

Уменьшение затрат на закупку (в среднем, до 28 – 30%)

Избежание накопления неликвидов

Внедрение системы анализа финансовой устойчивости поставщиков

Минимизация рисков по закупке продукции

Склад

Внедрение концепции JIT

Оптимизация расходов на хранение продукции

Сокращение расходов на транспортировку от 10% до 30%

Реконструкция внутренней технологии

Повышение эффективности работы склада на 15-40%

Транспорт

Решение об использовании собственного или наемного транспорта

Сокращение себестоимости перевозок до 40%

Внедрение системы маршрутизации

Сокращение затрат за счёт минимизации холостых пробегов на 30%-40%

В разных компаниях разный уровень логистического менеджмента , свои проблемы и сформировать универсальный план оптимизации логистики для всех предприятий невозможно. Но основываясь на представленных ниже методах оптимизации можно составить индивидуальный план по повышению эффективности движения товаропотока на предприятии.

В первую очередь необходимо начать с планирования продаж и операций, что позволит оптимизировать закупки и уровень запасов. Необходимо проанализировать весь ассортимент закупаемой продукции и определить ту его часть, которая приносит максимальный эффект, ведь «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий – лишь 20 % результата». Для этого можно воспользоваться методикой ABC-анализа : разделить весь ассортимент на группы по востребованности товара от наиболее популярных, быстрооборачиваемых товаров к самым низкопотребляемым и нерентабельным. В свою очередь, XYZ-анализ позволит оценить регулярность сбыта той или иной группы товаров. На основе сочетания этих методов можно оптимизировать ассортимент, что приведет к уменьшению затрат на закупки и поможет избежать накопления излишней продукции.

Во-вторых, необходимо определить поставщиков продукции, составив рейтинг. Для этого необходимо определить основные критерии выбора поставщика, например: надежность поставки, цена, качество товара, условия платежа, возможность внеплановых поставок, финансовое состояние поставщика. Определить удельный вес каждого критерия. Например, если необходимо заказать продукцию, дефицит которой недопустим, то самый большой удельный вес будет у надежности поставки. Затем поставщики оцениваются по каждому критерию по бальной системе от 0 до 10. Затем рейтинг поставщика рассчитывается как сумма произведений бальной оценки величины критерия на удельный вес критерия. Поставщик, имеющий самый высокий рейтинг и является лучшим поставщиком для Вашей компании.

После оптимизации процедуры закупок и нормирования запасов возможно выбрать наиболее эффективную модель складской логистики .При решении этого вопроса необходимо учитывать финансовые возможности предприятия, объем товарооборота и другие. Собственный склад дает возможность изменять стратегию сбыта и расширять спектр предоставляемых клиентам услуг. Но использование собственного склада экономически оправдывается при стабильно высоком спросе на продукцию. При нестабильном спросе, низком товарообороте, сезонном спросе на товар, а так же при внедрении на новые рынки выгоднее использовать склады логистических операторов. При выборе местоположения склада (собственного, арендуемого или СОП) необходимо ориентироваться не только на минимальную цену, но и возможные затраты на транспортировку товаров.

Так же следует подумать о реконструкции внутренней технологии работы склада. И в первую очередь встаёт вопрос о выборе технологии грузообработки и оптимизации складского технологического процесса на складе.

В ходе оптимизации логистики не стоит забывать, что значительную роль здесь играет человеческий фактор. Именно сотрудники склада принимают товар, размещают его на полках и комплектуют при заказе. Для повышения эффективности сотрудников предлагаем разработать мотивационную модель оплаты труда. Для каждой категории работников склада разработать оригинальную систему поощрения и взысканий, прозрачную и понятную каждому сотруднику, например на основе сдельной оплаты труда.

Оптимизация транспортной логистики позволит сократить затраты на перевозку товаров и время обслуживания клиентов за счёт увеличения количества перевозимых товаров, увеличения точек доставки, уменьшения затрат на заработную плату (за счёт сокращения количества водителей), уменьшения количества транспортных средств.

Первый вопрос который встаёт здесь – какой вид транспортировки грузов выбрать: использовать собственный транспорт для доставки грузов или пользоваться услугами транспортно-экспедиционной компании. С одной стороны, себестоимость перевозок с помощью привлечения транспортно-логистических компаний примерно на 40% ниже за счет высокой производительности транспорта [1]. С другой стороны, при использовании собственного транспорта компаний не будет зависеть от тарифов на услуги, появляется возможность более точного планирования перевозок и повышается качество услуг, оказываемых клиентам.

При использовании собственного или наемного транспорта необходимо формировать оптимальные маршруты доставки товаров. Для этого необходимо прежде всего выбрать критерий оптимизации – длина маршрута или время доставки, а так же учитывать такие параметры как зона доставки, график работы клиентов, порядок доставки груза, количество клиентов в рейсе. Можно использовать маятниковые или кольцевые маршруты. Необходимо разрабатывать такие маршруты, которые позволяют сократить количество порожних пробегов.

Введение мониторинга пробега и расхода по ГСМ. Помимо стандартной системы учёта расхода ГСМ, в которую входит учёт километража, количества израсходованного топлива и чеки заправок, подающиеся водителями, необходимо использовать современные системы контроля расхода топлива, основанные на ГЛОНАСС GPS мониторинге, которые позволяет сократить затраты на ГСМ до 40% [2].

Логистика — что такое простыми словами, виды, оптимизация, эффективность и принципы логистики

17 сентября 2468 0 Автор: Как зарабатывать.ру 2468 0

Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о логистике. Это целая наука, требующая внимательного к себе отношения и глубокого изучения. Если грамотно к ней подойти, то можно рассчитывать на хорошую прибыль от производственной деятельности. Читайте подробную информацию в данной статье!

Содержание

Логистика простыми словами

Логистикаэто совокупность мероприятий, направленных на поиск оптимальных путей поставки товаров (услуг), информации, материалов из какого-либо пункта в пункт назначения. Задача логистики на предприятии: поиск наиболее выгодных и экономически менее затратных путей потока материальных ресурсов.

Логистика схожа во многих аспектах с маркетингом и даже есть точки пересечения этих двух направлений. Основная черта, которая объединяет эти две науки – это их цель: повысить эффективность в бизнесе и как следствие увеличить доходы.

Логистика на предприятии имеет два направления:

  1. Доставка, перемещение услуг, материалов, информации, товаров, сырья из места производства (поставщиков) на конкретное предприятие.
  2. Перемещение готовой продукции или услуги до любого вида потребителей: розничных, оптовых.

Для организации логистики на предприятии важны оба направления. Каждое влияет на конечную цену товара, услуги, а значит и на объем продаж.

Система логистики предприятия состоит из следующих важных аспектов:

  1. Подбор поставщиков товаров, услуг или материалов, сырья,
  2. Подписание договора с поставщиками,
  3. Формирование совместных действий и отношений с таможенными органами и прочими государственными подразделениями,
  4. Организация процесса привоза готовой продукции и/или сырья, материалов на предприятие и из него,
  5. Подбор наиболее подходящей транспортной компании,
  6. Оценка, исследование и определение группы потенциальных покупателей,
  7. Заключение соглашений с покупателями.

На многих масштабных предприятиях статья расходов на перевозку, отгрузку товаров или сырья одна из самых крупных. Это лишний раз подтверждает всю важность логистики в деятельности предприятия.

Основные виды логистики

Логистический процесс огромен и чтобы его было легче понять и изучить, его разделили на виды. Основные рассмотрим ниже.

Логистика производства

Происходит непосредственно на каком-либо заводе или фирме и является частью технологического процесса. Логистика производственного предприятия управляет потоками денег, сырья, материалов и конечных продуктов, товаров. В результате деятельности специалистов в этой сфере производственные затраты оптимизируются. Именно это и есть цель производственной логистики.

Функции производственной логистики:

  • Анализ спроса на производимый товар, услугу, продукт,
  • Постоянное совершенствование графиков и планов работы всех подразделений производства,
  • Налаживание и улучшение взаимодействия отделов сбыта и снабжения с остальными отделами производства,
  • Наблюдение за процессами производства и внесение в него поправок, если это необходимо и направлено на увеличение прибыли.

Логистика запасов

Призвана управлять запасами готовой продукции, сырья, материалов. Логисты, занятые в этой сфере, следят за объемами всех запасов, делают соответствующие расчеты и оптимизируют эти запасы на производстве. При идеально налаженной логистике товары должны непрерывно выпускаться и реализовываться, но не залеживаться на складах.

Транспортная логистика

Самое популярное подразделение логистики. Основная задача транспортной логистики: определение оптимального маршрута поставки товаров от производства и доставка сырья до производства. Это особенно актуально, когда поставщики материалов и потребители товаров находятся в разных частях страны или материка. Сюда же относится грузовая логистика.

Информационная логистика

Руководит процессами потока информации, которая прилагается к материальным потокам. Определенные сведения и умение правильно с ними работать может оказать большое влияние на производственный процесс. Отрицательное влияние оказывает и игнорирование важной информации.

Подразумевается управление внешними потоками информации и внутренними, обработка этой информации и оформление нормативных документов для производственной деятельности.

Таможенная логистика

Как видно из названия, речь идет о регулировании пересечения грузов через таможенный контроль. Это направление логистики носит самый серьезный характер, ведь речь идет о международных отношениях и процессах.

Функции таможенной логистики:

  • Ведение таможенной документации,
  • Соблюдение всех правил таможенного контроля,

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Источники:
http://morproekt.ru/articles/materialy-po-tekhnologii/optimizatsiya-logistiki
http://studbooks.net/838915/marketing/teoreticheskie_osnovy_optimizatsii_logisticheskoy_sisteme_promyshlennogo_predpriyatiya
http://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/61243/
http://tradesmarter.ru/analitika/prs_logistika-chto-takoe-prostymi-slovami-vidy-optimizaciya-effektivnost-i-principy-logistiki_f286d.html
http://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/business-help/films

Ссылка на основную публикацию