Проверка ФАС (федеральной антимонопольной службы): что проверяют, этапы проверки и как подготовиться

Порядок проведения проверки ФАС: права и обязанности проверяющих и проверяемых

Если организация получила уведомление о проведении проверки Федеральной антимонопольной службой (далее — “ФАС”), то приятного в данном факте безусловно мало. В этом случае проверяемому субъекту стоит основательно подготовиться к проверке. В настоящей публикации я постарался осветить проблему порядка проведения проверок ФАС.

Полагаю необходимым пояснить, что в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ при производстве по делам о рассмотрении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации положения настоящего Федерального закона не применяются.

Порядок проведения проверок антимонопольным органом деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентирован нормами Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – «Закон о защите конкуренции»).

На основании ч. 1 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14 — 17.1, 19 — 21 настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании настоящего Федерального закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.

Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи, основанием для проведения плановой проверки являются:

1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.

Как следует из ч. 4 вышеназванной статьи, основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В силу ч. 5 настоящей статьи, предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.

Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа (ч. 6 ст. данной статьи).

Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа, проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. (ч. ч. 9 и 12 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции соответственно).

Ч. 1 ст. 25.2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что доступ должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки проверяемого лица. Не допускается доступ должностных лиц, проводящих проверку, в жилище проверяемого лица. Ч. 2 – то, что при воспрепятствовании доступу должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица этими должностными лицами составляется акт в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

Ч. 1 ст. 25.3 вышеназванного Федерального закона регламентировано, что должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осуществлять осмотр территорий, помещений (за исключением жилища проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица.

Ч. 2 ст. 25.3 – что в осуществлении осмотра вправе участвовать проверяемое лицо, его представитель, а также иные привлекаемые антимонопольным органом к участию в проверке лица. Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц антимонопольных органов. В случае, если для осуществления осмотра требуются специальные познания, к его проведению по инициативе антимонопольного органа могут привлекаться специалисты и (или) эксперты.

Ст. 25.4 регулирует порядок проведения истребования документов и информации при проведении проверки. При проведении документарной проверки антимонопольный орган обязан направить проверяемому лицу мотивированное требование о предоставлении документов и информации проверяемому лицу либо его представителю заказным письмом с уведомлением о вручении либо под роспись, при проведении выездной проверки — проверяемому лицу либо его представителю под роспись. Истребуемые документы представляются в виде надлежаще заверенных копий, в течение трех рабочих дней.

Ст. 25.6 установлен порядок оформления протокола проверки. Данный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю.

Помимо вышеназванных положений Закона О защите конкуренции, порядок проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части прав и обязанностей сотрудников антимонопольных органов, а также проверяемых ими лиц закреплен в Административном регламенте Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственных функций по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее – «Административный регламент»). Данный Административный регламент утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 340 (находится во вложении).

В соответствии с п. 1.5. Административного регламента, должностные лица антимонопольного органа при осуществлении проверок наделены следующими правами:

  • право на беспрепятственный доступ на территорию и (или) в помещение, здание проверяемого лица (за исключением жилища проверяемого лица) при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки;
  • получать по мотивированному требованию в установленный срок документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну при наличии у соответствующего члена инспекции оформленного надлежащим образом допуска к сведениям соответствующей степени секретности, включая служебную переписку в электронном виде, необходимых антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями;
  • право на беспрепятственное осуществление осмотра территорий, зданий и помещений, занимаемых проверяемым лицом (за исключением жилища проверяемого лица), предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях (в необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов).

На основании п. 1.6. Административного регламента, за должностными лицами антимонопольного органа при проведении проверок закреплены следующие обязанности:

  • соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого лица;
  • проводить проверку на основании приказа руководителя антимонопольного органа;
  • проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа;
  • не препятствовать руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставлять руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • знакомить руководителя, иного должностного лица проверяемого лица или уполномоченного представителя проверяемого лица с результатами проверки;
  • учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • соблюдать установленные сроки проведения проверки;
  • не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя проверяемого лица ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
  • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;
  • не разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную антимонопольным органом, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
  • исполнять государственную функцию в соответствии с настоящим Регламентом.
  • Лица, в отношении которых осуществляются проверочные мероприятия антимонопольных органов, также обладают соответствующими правами и обязанностями.

Согласно п.1.7. Административного регламента, к правам вышеуказанных лиц относятся:

  • получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке исполнения государственной функции;
  • осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя;
  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от антимонопольного органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц антимонопольного органа, совершенных в рамках проведения проверки;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц антимонопольного органа, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

Как следует из п. 1.8. Административного регламента, в обязанности проверяемых антимонопольными органами лиц входит представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Что проверяет ФАС? Виды и этапы проверок

Сталкиваясь с проверками антимонопольного органа, предприниматель и сотрудники организации должны быть осведомлены – с какой целью к ним пришла данная федеральная служба и что конкретно она будет проверять. Такая осведомленность дает возможность тщательнее подготовиться к проверке и выявить “спорные” действия со стороны ФАС.

В первую очередь, ФАС осуществляя контроль за соблюдением на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы, выполняет функцию, возложенную на нее государством. Перечень актов, содержащих те самые требования, соблюдение которых и оценивается, утвержден приказом ФАС, более подробно с ним можно ознакомиться как через правовые системы, так и на официальном сайте федеральной службы fas.gov.ru. В этом списке вы сможете увидеть и ФЗ “О защите конкуренции”, и ФЗ “О естественных монополиях”, а также различные правила и стандарты.

Примерами выявленных нарушений при проверке могут являться:

  • Признаки недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно низкие или высокие цены на продукцию предприятия, нарушение порядка ценообразования;
  • Распространение ложной информации о потенциальных конкурентах;
  • Разглашение чужой коммерческой тайны;
  • Ложная реклама;
  • И иные;

Плановая, внеплановая, а еще какая?

Плановая проверка заранее включена в график ФАС, который можно просмотреть на официальном сайте, и проводится раз в 3 года. Иными словами вас как вновь созданное юридическое лицо или ИП могут проверить только через 36 месяцев.

Внеплановая проверка проводится спонтанно, при условии, что на вас кто – то «накапал». Например, сообщение или заявление физического или юридического лица, СМИ; материалы, поступившие из правоохранительных органов, государственных органов или местного самоуправления. Чаще всего такие проверки заканчиваются штрафами для организации.

Длительность проверок составляет 30 дней, при этом данный срок может быть продлен еще на 2 месяца, например, если требуется проведение экспертизы или получение дополнительной информации.

Этапы проверок

  1. Как любой государственный орган, антимонопольный орган информирует заранее о своем появлении не менее чем за трое суток лично или заказным письмом. О внеплановой проверке сообщают за сутки, если конечно у вас не картель, где используется «эффект внезапности».
  2. Далее инспекция запрашивает необходимые документы, которые вы обязаны предоставить в течение 10 дней.
  3. Если все – таки ФАС найдет нарушение при проверке ваших документов, то ее выезда на само предприятие вам не избежать. Сотрудники инспекции осмотрят территорию, помещения организации и возможно назначат экспертизу.
  4. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается вам под расписку с приложением протокола действий сотрудников ФАС, показаний и объяснений участников мероприятия. При выявлении нарушений антимонопольный орган выносит предписание о его устранении. Если данный проступок совершается повторно, то здесь уже «пахнет» административным делом.
  5. В течение 15 дней после получения заключения, вы можете подать письменное возражение в ФАС.

У вас всегда есть право на обжалование актов антимонопольного органа, если вы не согласны с вынесенным в отношении вас решением. Будьте бдительны и держите свою позицию уверенно при обследовании организации, при этом руководствуясь ФЗ «О защите конкуренции».

Проверка ФАС (федеральной антимонопольной службы): что проверяют, этапы проверки и как подготовиться

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем, что представляет собой проверка ФАС (Федеральной антимонопольной службы), как она проходит, как к ней подготовиться, как вести себя с инспекторами, и за что можно получить штраф.

Содержание

Что проверяет ФАС

Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.

В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:

  • Недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно высоких или низких ценах на товар;
  • Распространении ложной информации о конкурентах;
  • Нарушение порядка ценообразования;
  • Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.

В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.

Осуществлять антимонопольные проверки могут:

  1. Инспекция центрального аппарата (минимум три человека);
  2. Инспекция территориального органа (минимум два человека);
  3. Совместная инспекция центрального и территориального органов;
  4. Допускается привлечение к проверке правоохранительных органов или необходимых экспертов.

Виды проверок

Проверка антимонопольной службой может быть:

1. Плановой (по заранее утвержденному годовому графику). Плановые проверки проводятся раз в три года. Годовой график можно отследить на официальном сайте.
2. Внеплановой. Например, основаниями для нее могут послужить указания на нарушения, поступившие от:

  • Физических или юридических лиц;
  • Правоохранительных органов;
  • СМИ.

Внеплановые проверки ФАС наиболее распространены и чаще заканчиваются штрафами. Частота и периодичность внеплановых проверок законом никак не ограничивается.

Этапы проверки

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Штрафы

Наиболее распространенные штрафы ФАС:

Нарушение Штраф для руководителя или ИП Штраф для юридического лица
Нарушение законодательства о рекламе 4 000 — 20 000 рублей 100 000 — 500 000 рублей
Проявление недобросовестной конкуренции 12 000 — 20 000 рублей 100 000 — 50 000 рублей
Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом 20 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет 1 — 15% от выручки от реализации товара (не менее 100 000 рублей)
Игнорирование предписания ФАС 8 000 — 20 000 рублей или дисквалификация до трех лет 100 000 — 500 000 рублей

На что имеют право сотрудники ФАС

Служащим антимонопольного органа разрешено:

  1. Проходить на территорию проверяемого лица (кроме его жилища).
  2. Получать документы и необходимую информацию (например, электронную переписку). Даже если информация содержит коммерческую или другую тайну.
  3. Осуществлять осмотр территории, объектов, документов. Присутствовать на осмотре должны как минимум два понятых, а по окончании осмотра обязательно должен быть составлен протокол.
  4. Проводить фото- и видеосъемку, копировать бумаги и электронные документы.
  5. Забирать документы, составив акт приема-передачи.

Как подготовиться к проверке

Чтобы пройти через проверку ФАС без потерь следует хорошо подготовиться.

Предлагаем вашему вниманию список самых необходимых мероприятий:

  1. Для всех сотрудников (а особенно для руководителей), задействованных в хозяйственной деятельности, проводите регулярные тренинги по основам антимонопольного законодательства.
  2. Разработайте свою внутреннюю политику компании, диктующую сотрудникам их действия во время проверки. Кто и что должен делать, какие сторонние лица (например, юристы) должны быть срочно проинформированы, какие права есть у проверяемых и проверяющих.
  3. Проверьте свою готовность к проверке на тренинге-тесте.
  4. Проведите антимонопольный аудит на предприятии — он поможет заранее выявить и исправить слабые места.

Как себя вести во время выездной проверки ФАС

Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:

  1. Проверьте удостоверения проверяющих, совпадают ли они с приказом о проведении плановой проверки или распоряжением о внеплановой. Желательно сделать со всех документов копии или хотя бы переписать основные данные.
  2. Проверяющих должно быть минимум двое.
  3. Тщательно проверьте изначально предъявленные документы. В приказе (или распоряжении) должно быть правильно указано название вашей организации, дата составления не должна быть будущим числом, должна совпадать дата начала проверки. Обязательно наличие на приказе подписи руководителя антимонопольного органа или его заместителя и оттиска гербовой печати.

Если документы оформлены неверно, или в распоряжении указаны другие инспекторы, вы можете отказать в доступе на свою территорию. В таком случае обязательно оформить акт о воспрепятствовании доступу.

Правила проведения проверок Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации и как подготовиться к проверкам

Осуществление государственных и муниципальных закупок требует тщательного соблюдения действующего законодательства. Такое соблюдение нуждается в постоянном контроле со стороны уполномоченных государственных органов.

Правовая основа

Осуществление контроля ложится на плечи Прокуратуры Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы. В ведение последней отдан непосредственный контроль за осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение действующего законодательства в сфере закупок. Такие полномочия ФАС регулируются сразу несколькими нормативными актами:

  • Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд». В частности, в данном законе о возможности проведения проверок Федеральной антимонопольной службой говорится в статье 99. Статья 104 говорит о Реестре недобросовестных поставщиков, заполнение которого также относится к ведению Федеральной антимонопольной службы. Включение в указанный реестр исполнителей по контрактам осуществляется в случаях зафиксированного нарушения действующего законодательства в сфере закупок, а также условий того контракта, обязательства по которому были взяты на себя конкретным исполнителем, но не были реализованы;
  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции». В данном законе проведению проверок посвящена статья 25.1, которая регламентирует порядок и основные правила проведения проверок сотрудниками Федеральной антимонопольной службы;
  • Постановлением Правительства №331 от 30.06.2004, которое осуществило утверждение Положения о Федеральной антимонопольной службе, в частности, об основных направлениях деятельности данной службы;
  • Постановлением Правительства №189 от 07.05.2004. В рамках данного Постановления происходит утверждение основных вопросов, которые рассматривают Федеральной антимонопольной службой.

Что проверяет ФАС?

В соответствии с основными принципами своего создания на Федеральную антимонопольную службу возложены обязанности по контролю основных направлений соблюдения действующего законодательства в сфере экономических правоотношений. В частности, ФАС контролирует вопросы:

  • соблюдения действующего в Российской Федерации антимонопольного законодательства;
  • качества соблюдения установленных запретов на недобросовестную конкуренцию, в частности, каким образом соблюдается запрет на использование основных методов формирования недобросовестной конкуренции;
  • реализации основных положений действующего законодательства о рекламе, а также претворения в жизнь основных принципов этого законодательства;
  • с недавнего времени — соблюдения законодательства в сфере закупок, если использование таких норм права направлено на удовлетворение нужд государственных и муниципальных, а также крупнейших заказчиков из совместного сектора экономики.

Осуществление такого контроля происходит на основании специально проводимых проверок.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Виды проверок

Для реализации возложенных на неё полномочий Федеральная антимонопольная служба вправе проводить два вида проверок:

  • плановые проверки. Они проводятся на основании специально согласованных с Прокуратурой Российской Федерации в лице ее территориальных подразделений планов проверок. Оповестить о проведении таковой сотрудники ФАС должны проверяемую организацию не менее, чем за три дня до ее начала. Оповещение происходит либо заказным письмом, либо личным визитом. Включение в план проверок одной и той же организации возможно не чаще, чем один раз в три года. План проверок составляется ежегодно, а с его содержанием можно ознакомиться на сайте Федеральной антимонопольной службы. В случае если руководитель включённой в план проверок организации считает, что данное действие неправомерно, он вправе его оспорить. Это реально осуществить путём написания письма с просьбой исключить из плана проверок. Однако придётся сформировать доказательную базу такого исключения, например, в виде подтверждения проведения плановой проверки внутри трехлетнего периода (то есть с момента последней проверки три года ещё не прошло). Если письмо не было удовлетворено, возможно обратиться в суд, но следует учитывать, что процесс судебного разбирательства может затянуться и придётся проверяющих принять. В этом случае возможно оспорить вынесенные правовые акты по итогам такой проверки, как не являющейся правомерной;
  • внеплановые проверки. О такой проверке сотрудники ФАС должны оповестить проверяемую организацию не позднее одних суток до начала такой проверки. Проведение внепланового изучения той или иной организации может быть осуществлено по заявлению юридических или физических лиц, чьи экономические права и интересы были ущемлены каким-либо образом, по инициативе государственных органов, в том числе выступающих в качестве контролирующих и надзорных структур, а также по заявлениям от правоохранительных органов либо по заявлению или информации, опубликованной в средствах массовой информации. Чаще всего внеплановые проверки завершаются вынесением представления об исправлении выявленных нарушений и уплате штрафа в качестве меры ответственности за выявленные нарушения.

Права и полномочия сотрудников ФАС при проведении проверок

Так как проведение любой проверки требует обязательного осуществления специальных мероприятий, предусмотренных регламентами Федеральной антимонопольной службы, сотрудники данной службы в рамках проверочных мероприятий наделены определенными правами и полномочиями, к которым относятся:

  • право свободного и беспрепятственного доступа на территорию проверяемого юридического или физического лица, за исключением личного помещения, используемого для проживания (для случаев проверки физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей либо без такой регистрации, если они выступают в качестве субъекта экономической деятельности и участника антимонопольных правоотношений);
  • право на получение необходимых для проведения проверки документов и информации вне зависимости от формы таких документов (в том числе и электронных), а также вне зависимости от содержания таких документов, то есть даже в том случае, если содержащиеся в них сведения представляют государственную тайну;
  • осуществлять осмотр территорий проверяемого юридического или физического лица, предоставленных документов, объектов недвижимого имущества. Осуществлять такой осмотр проверяющие сотрудники ФАС должны только в присутствии понятых (не менее двух человек), а все результаты осмотра фиксировать в специально составляемом протоколе осмотра;
  • проводить фото- и видеосъемку, а также запрашивать изготовление копий документов в бумажном или электронном варианте;
  • изымать предоставленные для проверки документы с обязательным составлением акта приема-передачи таковых и в присутствии понятых.

Какие этапы проходит проверка ФАС вне зависимости от ее вида, и сколько она может длиться

Каждая проверка, проводимая Федеральной антимонопольной службой, имеет свои стандартные этапы, которые не зависят от того, идет ли речь о плановой или о внеплановой проверке. К таким этапам относятся:

  • этап оповещения является первым в проведении проверочных мероприятий ФАС в отношении конкретной организации или группы организаций. Для каждого вида проводимой проверки существует свой минимальный срок оповещения;
  • этап документарной проверки. На данном этапе сотрудники Федеральной антимонопольной службы изучают предоставленные им на проверку документы с целью выявления возможных нарушений. При оповещении о проведении проверки уполномоченные сотрудники ФАС передают в проверяемую организацию список документов, которые должны быть им предоставлены для изучения. Максимальный срок предоставления документов не может превышать десять дней с момента направления запроса;
  • в случае выявления ошибок или нарушений в оформлении документов проверяющие сотрудники выезжают непосредственно в организацию, где производят осмотр объектов организации, производят выемку необходимых документов. В случае необходимости на этапе выездной проверки могут быть назначены и различные экспертизы, которые позволят определить наличие или отсутствие нарушений в плане соблюдения законодательства в сфере тех или иных правоотношений (например, в части соблюдения законодательства в сфере закупок государственными заказчиками);
  • итогом проверки становится составление акта проверки, к которому прикладываются все составленные протоколы, заключения по проведенным экспертизам и другие документы, которые составлялись в процессе проведения проверочных мероприятий. Если были зафиксированы какие-либо нарушения, то в качестве обязательного к исполнению приложения к акту проверки следует рассматривать предписание об устранении выявленных нарушений. Руководитель проверяемой организации получает свой экземпляр акта проверки и предписания под расписку, что подтверждает его уведомление об итогах проведенной проверки.

Длительность любой проверки не может превышать тридцати дней. Однако в некоторых случаях происходит увеличение такого срока. Предел для увеличения – не более двух месяцев. Для такого увеличения требуются веские основания:

  • необходимость перевода части или всех предоставленных документов;
  • проведение экспертизы, которая сильно растянута во времени;
  • получение дополнительной информации из других источников, которая необходима для вынесения решения по итогам проведенных проверочных мероприятий.

Как можно подготовиться к проверке

Так как проверочная деятельность Федеральной антимонопольной службы осуществляется регулярно, она не является неожиданностью для всех хозяйствующих субъектов на рынке. Поэтому к ним можно подготовиться, чтобы такая проверка прошла с минимальными потерями. Для подготовки к проверке можно организовать следующие мероприятия:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • по основам антимонопольного законодательства возможно организовать регулярные тренинги, на которых можно изучать изменения в антимонопольном законодательстве;
  • внутри организации можно разработать специальные регламенты действий для каждого подразделения, которое может быть задействовано при проведении проверки;
  • внутри организации могут проводиться проверочные мероприятия, которые смогут показать степень готовности организации к проверочным мероприятиям, проводимым Федеральной антимонопольной службой;
  • если позволяют сроки, то можно провести предшествующий проверочным мероприятиям ФАС антимонопольный мониторинг, направленный на выявление возможных проблем в части соблюдения законодательства в тех сферах, которые проверяются в ходе деятельности Федеральной антимонопольной службы.

В ходе самой проверки также можно проводить мероприятия, которые позволят подготовиться к получению грамотных результатов проверочных мероприятий:

  • в момент начала проверочных мероприятий потребуется оповестить руководителя организации, главного бухгалтера, юридическую службу, а также производственные подразделения, которые будут задействованы в ходе такой проверки;
  • все документы, которые были запрошены, следует предоставлять в указанные сроки, но не превышать объём запрошенной документации, так как излишняя демонстрация может вызвать дополнительные вопросы и затянуть проверку;
  • по возможности осуществлять контроль за составлением всех документов относительно проверки, в том числе протоколов выемки и осмотра;
  • проводить контроль всех мероприятий, направленных на изъятие документов, а также составление протоколов об изъятии. При таком контроле потребуется визировать все снятые копии с изъятых документов.

Если организация хочет обезопасить себя в ходе проведения проверки, то возможно:

  • осуществить сопровождение каждому проверяющему инспектору ФАС при его нахождении на территории организации;
  • пригласить юристов из сторонних компаний для защиты собственных интересов;
  • осуществлять фиксацию всех бесед и переговоров (с обязательным уведомлением об этом проверяющих, так как, в противном случае, такая фиксация может считаться незаконной).

Что делать при получении представления ФАС?

Если организации было вынесено представление о выявленных нарушениях и уплате административного штрафа, потребуется:

  • выполнить требования такого предписания, в том числе путём внесения исправлений во внутренние документы с последующим предоставлением таких документов на повторную проверку;
  • если в предписании есть требование об уплате вынесенного штрафа, то его потребуется уплатить в указанные сроки в таком предписании. В противном случае на организацию могут быть наложены штрафные санкции за неисполнение вынесенного предписания.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Как проходят проверки ФАС

Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) через свои региональные управления осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.

Что проверяют инспекторы

Проверки соблюдения антимонопольного законодательства в первую очередь затрагивают фирмы с доминирующим положением на рынке (ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ). Кроме того, ФАС может проверить, как фирма соблюдает запрет на недобросовестную конкуренцию, например, не распространяет ли ложных сведений о своих конкурентах, не разглашает ли чужую коммерческую тайну. Такие проверки проводятся в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 25 мая 2012 года № 340.

Контролируя соблюдение законодательства о рекламе, ФАС проверит, является ли она добросовестной и достоверной, соответствует ли она требованиям, предъявляемым к рекламе конкретных видов продукции. При проведении таких проверок применяется Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 4 июня 2012 года № 360.

Процедура проверки

Проверки ФАС бывают плановыми и внеплановыми. Первые проводятся на основании ежегодных планов, которые согласовываются с органами прокуратуры.

Если вы решили, что вас включили в план проверок незаконно, то вы вправе написать заявление об исключении из плана проверок.

Однако большая часть проверок ФАС являются внеплановыми. Чаще всего они проводятся по обращениям граждан или организаций. По общему правилу срок проведения проверки не может превышать двадцати рабочих дней. Сроки проведения проверок ФАС зачастую продляются. Чаще всего это связано с проведением экспертиз в отношении «проблемной» рекламы.

Контрольные мероприятия начинаются с документарной проверки: инспекция, созданная из сотрудников ФАС, анализирует документы, имеющиеся в их распоряжении, и запрашивает дополнительные документы и пояснения у фирмы (предпринимателя). Их нужно предоставить в течение десяти рабочих дней. Если в полученных материалах инспекция ФАС увидит признаки нарушения законодательства, начнется выездная проверка. В ее ходе проверяющие осмотрят территории и помещения фирмы и образцы рекламы, назначат необходимые экспертизы.

Оформление результатов

Когда все материалы собраны и проанализированы, инспекторы составляют в двух экземплярах акт проверки. В нем они опишут все нарушения или укажут на их отсутствие. В журнале проверок инспекторы должны сделать запись о проведенной проверке. Акт проверки вам вручат под расписку. Кроме того, инспекторы ФАС могут выдать предписание об устранении нарушений законодательства. Руководство проверяющих изучит материалы проверки и может поставить вопрос о возбуждении административного дела, которое будет рассмотрено в порядке, установленном КоАП РФ.

За что штрафует ФАС

Нарушителей законодательства о рекламе (создателя, заказчика, распространителя рекламы) антимонопольщики могут наказать по статье 14.3 КоАП РФ.

  • для фирмы – от 100 000 до 500 000 рублей;
  • для руководителя фирмы или предпринимателя – от 4000 до 20 000 рублей.

За другие проявления недобросовестной конкуренции ответственность предусмотрена статьей 14.33 КоАП РФ. Штраф для руководителя фирмы или предпринимателя по части 1 этой статьи – от 12 000 до 20 000 рублей, а для фирмы – от 100 000 до 500 000 рублей.

Если недобросовестная конкуренция выразилась во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (например, был использован чужой товарный знак), наказание будет строже (ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ):

  • для руководителя фирмы или предпринимателя – штраф 20 000 рублей либо дисквалификация на срок до трех лет;
  • для фирм – штраф от одного до пятнадцати процентов суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), но не менее 100 000 рублей.

Кроме того, фирме, проигнорировавшей решение, предписание антимонопольного ведомства или его управления, грозит штраф: минимум – 100 000 рублей, максимум – 500 000 рублей, а ее директору или предпринимателю – от 8000 до 20 000 рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет (ч. 2.1 – 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ).

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2020 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Источники:
http://zhorin.com/articles/chto-proveryaet-fas-vidy-i-etapy-proverok/
http://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/proverka-fas/
http://zakonguru.com/goszakupki/proverki-fas.html
http://www.buhgalteria.ru/article/kak-prokhodyat-proverki-fas
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/nalogovaa-proverka.html

Ссылка на основную публикацию