Порядок привлечения иностранных работников: как оформить, получение разрешения и уплата налогов

Порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников

Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность по трудовому договору или по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенными с юридическими или физическими лицами, в том числе с иностранными юридическими лицами и с иностранными гражданами, зарегистрированными в качестве иностранных предпринимателей.

Работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан для выполнения работы только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданного в установленном законом порядке.

Для этого необходимо лишь уведомить о привлечении и использовании таких иностранных работников территориальный орган ФМС РФ и соответствующий орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года №681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее – Постановление №681).

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона №115, пунктом 4 Постановления №681, разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (ФМС РФ) или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.

Приказом ФМС Российской Федерации от 25 декабря 2006 года №369 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников», была установлена форма бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Одновременно с заявлением должны быть представлены следующие документы:

¨ заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников;

¨ проект трудового договора или иные документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;

¨ документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

¨ для российского юридического лица:

– копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

– копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;

¨ для иностранного юридического лица:

– копия свидетельства о регистрации юридического лица;

– копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в Российской Федерации;

– копия свидетельства об открытии филиала и копия свидетельства о его аккредитации;

– копия разрешения на открытие представительства и копия свидетельства о его аккредитации;

¨ для индивидуального предпринимателя:

– копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

– копия документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;

– копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации.

За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников взимается государственная пошлина – 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)).

Порядок выдачи заключения территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников регламентирован Приказом Минтруда и Социального Развития Российской Федерации от 15 июля 2003 года №175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда Российской Федерации по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников».

Заключение территориальных органов службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников составляется с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест с учетом:

– наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы;

– наличия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов;

– обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации;

– предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.

Квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ФМС Российской Федерации принимает решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы в течение 30 дней со дня подачи работодателем всех вышеуказанных документов.

В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов (пункт 8 Постановления №681).

Если принято решение об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, то в течение 5 дней после принятия такого решения работодателю направляется в письменном виде мотивированный отказ в выдаче разрешения.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в 10-дневный срок со дня принятия решения о его выдаче высылается работодателю по почте или может быть выдано лицу, уполномоченному работодателем.

Выданное разрешение не может быть передано другому работодателю, а работники, принятые на основании этого разрешения, не могут быть переведены на работу к другому работодателю.

Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится, если работодатель:

¨ не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;

¨ не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

¨ не уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по месту своего учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания, либо получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключении с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;

¨ не направил в 3-дневный срок в орган миграционной службы информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении договора;

¨ не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется в случае:

¨ подачи работодателем соответствующего заявления;

¨ ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

¨ выявления представления работодателем недостоверных сведений при подаче документов для выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

¨ использования работодателем иностранных работников за пределами субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором ему разрешено их привлекать;

¨ неустранения работодателем допущенных нарушений в установленный срок.

Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации предполагает реализацию одного из основных прав работника и обязанностей работодателя по обязательному социальному страхованию работников (статья 22 ТК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к застрахованным лицам относятся, наряду с гражданами Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Следовательно, социальное страхование распространяется и на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам в Российской Федерации.

Поэтому работодатель не освобождается от уплаты единого социального налога.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) застрахованными лицами (лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Законом) помимо граждан Российской Федерации являются проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. Причем право этих лиц на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов (статья 14 Закона №167-ФЗ), что входит в обязанности страхователей-работодателей и иных лиц, названных в статье 6 Закона №167-ФЗ. Взносы по обязательному пенсионному страхованию необходимо платить за иностранцев, проживающих в Российской Федерации как временно, так и постоянно. Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, то он не является застрахованным лицом и, соответственно, на выплаты в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.

Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»:

«Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора».

Соответственно, при занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдача им страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляется наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта).

Согласно Постановлению ФАС Дальневосточного округа от 9 марта 2005 года №Ф03-А59/04-2/4452 работодатель – налогоплательщик единого социального налога правомерно подвергнут ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 123 НК РФ, так как не включил в объект налогообложения для исчисления единого социального налога суммы оплаты труда (выплат и вознаграждений), начисленных в пользу иностранных граждан, работающих на территории РФ.

Кроме того, главой 23 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При этом, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам от источников в РФ.

Понятие налогового резидента Российской Федерации приведено в статье 207 НК РФ, в соответствии с которой:

«Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения».

Таким образом, работодателю следует иметь в виду следующее: независимо от того, что принятый работник является иностранным гражданином, если он получает вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей и при этом находится на территории Российской Федерации более 183 дней в году, у работодателя возникает обязанность выступать налоговым агентом в отношении этого работника, то есть работодатель должен исчислить, удержать у работника – налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет.

Более подробно с вопросами, касающимися порядка заключения трудовых договоров с лицами, поступающими на работу в строительную организацию, содержание и сроки трудового договора, порядок прекращения трудового договора, а также общий порядок оформления при приеме на работу и особенности приема на работу иностранных работников и работников по совместительству, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Строительство. Образцы трудовых договоров».

Порядок привлечения иностранных работников: как оформить, получение разрешения и уплата налогов

Здравствуйте! В этой статье расскажем о правилах привлечения граждан других государств к работе в РФ.

Сегодня вы узнаете:

  1. Кто входит в категорию иностранных работников;
  2. Какую процедуру при привлечении иностранцев должны соблюдать работодатели;
  3. Какие последствия может повлечь неправильное оформление работника.

Содержание

Причины, по которым российские работодатели привлекают к работе иностранных граждан – разные. Но не все они знают, как такие сотрудники должны быть оформлены, во избежание проблем с контролирующими органами. Подробнее обсудим эти моменты сегодня.

Кто считается гражданином другой страны

Иностранными гражданами называют физических лиц, которые не имеют гражданства РФ, при этом имеют документы, подтверждающие подданство или гражданство другой страны. При этом работодателем такого гражданина может быть как физлицо, так и юрлицо, ограничений на это законом не установлено.

Каким правовым статусом обладают

  • Временно пребывающие на территории РФ (граждане, у которых есть виза или миграционная карта);
  • Проживающие на территории нашей страны временно;
  • Те, кто проживает в РФ постоянно.

То есть по факту различаются иностранцы, проживающие на территории нашего государства определенный период времени и постоянно.

Есть правило общее для всех этих категорий граждан. Тот, кто принимает их на работу, обязан уведомлять об этом МВД. И из этого правила исключений нет. Ранее нужно было сообщать в ФМС, которая с 01.07.2016 г. перешла под руководство МВД и теперь называется Главное Управление по вопросам миграции.

Для уведомления работодателю предоставляется срок – 3 дня. Дальнейший процесс оформления будет зависеть от того, каким правовым статусом обладает гражданин.

Отличия при приеме на работу гражданина РФ и мигранта

Критерий Граждане РФ Мигранты
Разрешение на заключение трудового договора Не нужно Обязательно
Процесс уведомления МВД Не проводится Проводится
Документ, подтверждающий знание языка и истории РФ Не нужен Нужен
Документация о воинском учете Нужна Нужна

Срок, в течение которого пребывание считается временным

Исчисление этого срока происходит следующим образом:

  • Если у гражданина имеется виза, то срок, который он имеет право провести в РФ, равен периоду действия визы;
  • Если гражданин прибыл в порядке, который получения визы не требует, он может провести в РФ 90 дней;
  • Если гражданин является специалистом высокой квалификации, он может находиться на территории РФ столько времени, сколько действует его разрешение на работу.

Как только срок действия визы или иной срок подходит к концу, гражданину необходимо выехать с территории РФ.

Способы привлечения

В 2020 году квоты распространяются на граждан, прибывших из государств, имеющих визовый режим с Россией. Это, прежде всего, страны дальнего зарубежья.

Если компания планирует задействовать в своей предпринимательской деятельности труд таких граждан, то она обязана получить разрешение на заключение трудовых договоров с ними. Это достаточно длительный и бумажный процесс, проходящий в несколько этапов, с обоснованием необходимости привлечения подобного рода рабочей силы.

Даже получив соответствующие разрешения, компания сможет привлечь к работе иностранцев только в пределах заявленной квоты. Ее размер устанавливается государством по различным видам предпринимательской деятельности и не может превышать пропорцию от сотрудников, числящихся в штате компании:

  • 28% — по грузовым перевозкам;
  • 28% — по пассажирским перевозкам;
  • 15% — в сфере розничной торговли алкоголем;
  • 15% — для работников, занятых в торговле табачными изделиями;
  • 50% — при ведении деятельности по продаже овощей;
  • 0% — в сфере розничной торговли медицинскими изделиями;
  • 0% — при торговли в розницу через нестационарные и рыночные отделы продаж

Так как квота выдается один раз на год, то компании нужно заблаговременно позаботиться о размещении заявки. Ее можно подать электронно на официальном сайте ГУВМ МВД в разделе Миграционные квоты.

Пакет документации для МВД:

  • Заполненное заявление от непосредственного работодателя;
  • Трудовой договор (образец);
  • Документ, на основании которого руководитель назначен на должность;
  • Квитанция об уплате госпошлины;
  • Запрос на привлечение и использование иностранных работников.

Пакет документации для Главного управления по вопросам миграции (ранее это была ФМС, которую упразднили указом Президента РФ от 05.04.2016 года № 156):

  • Фотографии привлекаемых к работе граждан;
  • Медицинская справка;
  • Ксерокопии паспортов всех лиц;
  • Свидетельство ИНН;
  • Сертификат каждого гражданина, подтверждающий способность общаться и понимать русский язык;
  • Полис медицинского страхования.

Вне квоты

Выбрав такой способ, работодатель получает преимущество в том, что ждать выделения квоты не нужно. Но и минусы тоже есть: перечень специальностей в данном случае имеет ограничения. А пакет документов во все инстанции предоставляется аналогичный.

По окончании процедуры компания либо организация получает разрешение на привлечение иностранных работников.

Разрешение на работу

Это документ, благодаря которому гражданин другого государства может на законных основаниях работать на территории РФ.

Выдача таких разрешений также происходит в пределах квот, установленных государством и распределенных по регионам. Как, к примеру, в 2020 году их запланировано 144 583 штук. Помимо количественного ограничения, по таким квотам существует ограничение по профессиям, с установлением приоритетов год от года. В 2020 году в приоритете строительно-ремонтные, монтажные, горные профессии.

Гражданин зарубежного государства может получить как самостоятельно это разрешение, так и через будущего работодателя.

Если же он зарегистрирован в качестве ИП, то может вести предпринимательскую деятельность на законных основаниях.

Разрешение выдается на 12 месяцев.

Если иностранный сотрудник относится к льготной категории, а именно: он имеет статус беженца, является гражданином Армении, Казахстана или республики Беларусь, является дипломатом, журналистом, у него оформлен вид на жительство, то при трудоустройстве нужно предоставить:

  • Паспорт;
  • Если гражданин уже выполнял работы в России, нужно предъявить трудовую книжку;
  • СНИЛС (при условии, указанном выше);
  • Для военнообязанных – подтверждающие документы;
  • Диплом, удостоверенный нотариусом (переведенный на русский язык).

Если лицо имеет гражданство Беларуси, то у него одинаковые трудовые права с гражданами РФ.

Документация для граждан из стран, у которых безвизовый режим с РФ

Такими странами являются: Таджикистан, Молдова, Кыргызстан, Азербайджан, Узбекистан. Такой режим с этими странами был установлен еще в 2006 году.

Гражданин из страны, являющейся безвизовой, должен получить разрешение на работу.

Для получения собирают следующую документацию:

  • Заявление;
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины;
  • Миграционная карта, в которой стоит отметка о въезде;
  • Медицинские документы об отсутствии ВИЧ–инфекции и других заболеваний инфекционного характера.

Как оформить на работу мигранта с высокой профессиональной квалификацией

В законодательстве четко не прописано, что именно следует считать высокой квалификацией. Поэтому чаще всего ориентируются на размер зарплаты, которую работодатель готов предложить такому сотруднику.

Уровень выплат установлен следующий:

  • 83 500 рублей работнику, который приглашен на должность преподавателя в различные учебные заведения;
  • 58 500 рублей работникам технико-внедренческой сферы;
  • 167 000 рублей другим категориям.

Данная категория иностранных граждан может работать на территории РФ в упрощенном порядке.

Помимо этого, есть и другие положительные стороны:

  • Правила привлечения иностранных работников высокой квалификации немного мягче;
  • Чтобы привлечь к работе данных граждан, не нужно ждать квоту;
  • Срок, в течение которого выдается разрешение на работу, составляет всего 2 недели;
  • Разрешение на работу для этой категории действует не 12 месяцев, а 36 и может быть продлено не один раз.

Виды договоров, заключаемых с мигрантами

Если у работодателя возникла необходимость принять на работу гражданина другой страны, то заключить с ними можно любой договор, который не противоречит закону.

Трудовые отношения с иностранными гражданами в любом случае должны быть оформлены договором.

Договор гражданско-правового характера не регулируется законодательством о труде, а значит, на сотрудников, заключивших его, не ведется табель учета рабочего времени, не заводится трудовая и так далее. Но если работодатель попытается завуалировать трудовые отношения под гражданско-правовые, при наличии определенных условий он понесет ответственность в судебном порядке.

Инициировать судебное разбирательство могут налоговые органы, ФСС или ПФР.

Как исчисляется и удерживается НДФЛ

Как только налоговые органы получают информацию о постановке иностранного гражданина на миграционный учет, за 5 дней его также ставят на учет.

Свидетельство о постановке на учет вручается иностранцу лично либо отправляется заказным письмом.

Ставка НДФЛ будет зависеть от того, является ли лицо налоговым резидентом РФ или нет. Если является, то ставка для него будет составлять 13%, если нет – 30%.

Уточним: являются резидентами те граждане, которые в РФ находятся более чем 183 дня, нерезиденты – менее 183.

Исключение из этого правила составляют:

  • Работники высокой квалификации;
  • Граждане республики Беларусь;
  • Участвующие в программе по добровольному переселению соотечественников и их семей.

Ставка НДФЛ для этих лиц сразу же будет составлять 13%.

Суммы и причины для назначения штрафов работодателям

Наиболее частыми причинами, по которым работодатель может быть оштрафован, являются следующие:

  • Не полностью собраны необходимые документы;
  • Различные нарушения миграционного законодательства;
  • Отказ оформлять трудовые отношения;
  • Различные нарушения требований ТК и так далее.

В настоящее время сохраняется большое количество компаний, которые предпочитают не оформлять иностранных граждан на работу в официальном порядке. Но если мигрант не имеет разрешительной документации он является нелегалом.

Размер штрафа за использование труда таких работников немалый: с юрлица 400 000 – 1 млн. рублей, причем могут приостановить и деятельность компании – минимум на 2 недели, максимум на 3 месяца. Если же иностранную рабочую силу использует физлицо, штраф составит 5-7 тысяч рублей.

Если иностранец не оформлен официально в штате, он также считается нелегальным работником, будет выдворен за пределы страны и выплатит штраф 5000 рублей.

Если работодатель нарушил требования по охране труда, то должностное лицо либо предупреждается о недопустимости нарушений, либо получает штраф 2-5 тысяч рублей, для юрлица штраф 60-80 тысяч рублей.

Если гражданин допущен к работе, не пройдя обучение и медицинский осмотр, либо у него есть противопоказания по здоровью, должностное лицо заплатит 15-25 тысяч рублей, юрлицо 110-130 тысяч.

Если работники не обеспечены необходимыми средствами защиты, штрафы для должностного лица 20-30 тысяч, для юрлица 130-150 тысяч рублей.

Также действуют штрафы за работу иностранного гражданина не по специальности, указанной в документах. Проще говоря, если в разрешении указана профессия – сварщик, а работает человек каменщиком – это нарушение. Такую деятельность определяют как нелегальную.

Для должностного лица штраф составит 50-70 тысяч рублей за одного нелегала.

Если работодатель не поставил в известность органы МВД о том, что принял на работу иностранного гражданина (либо уволил его), штраф составит: для должностного лица 35-70 тысяч рублей, для юрлица 400 000 – 1 млн. рублей.

Заключение

Поводя итоги разговора, хочется сказать, что для многих работодателей нанять иностранного работника – вариант более экономичный в финансовом плане. Но оформить эти трудовые отношения должным образом не так просто, как кажется. Нужно максимально ответственно подойти к подготовке документов, заключению трудового договора, чтобы в будущем не пришлось платить серьезные штрафы.

Также отметим, что в случае повторных нарушений размеры штрафных санкций увеличиваются и могут повлечь за собой приостановку деятельности компании. Поэтому закон нужно соблюдать, чтобы не нанести ущерб не только бизнесу, но и репутации.

  • Уведомление о приеме на работу иностранного гражданина скачать
  • Уведомление об увольнении иностранного гражданина скачать

Как не нарушить правила привлечения иностранных работников

Нередко организация принимает на работу граждан иностранного государства. Иностранцы охотно работают на низкоквалифицированных должностях, на которых соотечественники не желают трудиться: дворники, уборщики, грузчики, рабочие магазинов. В свою очередь работодатели надеются сэкономить на фонде оплаты труда, ведь иностранные граждане согласны работать за меньше деньги, чем соотечественники.

В других случаях, напротив, привлекаются высококвалифицированные специалисты: топ-менеджеры. Они чаще встречаются в организациях с иностранным капиталом. Такие учредители во главе компании ставят «своих» генеральных директоров.

Но труд иностранных работников жестко контролируется. Для привлечения иностранных работников нужно соблюдать установленные законодательством условия их привлечения. Иначе такие работники могут стать «золотыми» для работодателя. За нарушение правил привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области юридическое лицо может быть привлечено к ответственности в виде штрафа до 1 млн руб. (ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ).

Рассмотрим, как правильно оформить иностранного работника и какие доходы иностранцев подлежат налогообложению.

Для привлечения иностранных работников организации надо получить разрешение на использование иностранных работников. Таковы требования абзаца 1 пункта 4 статьи 13 Закона 115-ФЗ.

Но из этого правила есть исключения. Без разрешения на привлечение и использование иностранных работников можно принять на работу:

иностранных граждан из безвизовых стран (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона 115-ФЗ);

высококвалифицированных специалистов (ВКС) (пп. 2 п. 4.5 ст. 13 Закона 115-ФЗ), порядок их привлечения к работе установлен ст. 13.2 Закона 115-ФЗ;

иностранных работников, имеющих статус постоянно или временно проживающих в РФ (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона 115-ФЗ);

беженцев — до утраты или лишения этого статуса (пп. 11 п. 4 ст. 13 Закона 115-ФЗ);

иностранных граждан, получивших временное убежище на территории РФ (п. 12 п. 4 ст. 13 Закона 115-ФЗ).

Действия, которые необходимо совершить работодателю для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, прописаны в приказе МВД России от 01.11.2017 № 827 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства».

Для получения рабочей визы иностранному работнику потребуется приглашение на въезд в РФ, которое выдается на основании ходатайства работодателя о выдаче приглашения (ч. 1 ст. 25.1, ч. 1, 7 ст. 25.6 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ, ст. 18 Закона 115-ФЗ).

Для привлечения ВКС к работодателю предъявляются следующие требования:

не должно быть неисполненных постановлений о назначении административного наказания за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ, за нарушение порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации (пп. 2 п. 5 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);

работодателю не запрещено привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ в качестве ВКС (пп. 3 п. 5 ст. 13.2 Закона 115-ФЗ).

Какие документы требовать у иностранца

Для заключения трудового договора все иностранные работники предъявляют работодателю документы, предусмотренные статьей 65 ТК РФ. В общем случае это:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовая книжка, за исключением отсутствия трудовой книжки установленного образца;

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования ВКС (абз. 4 ч. 1 ст. 65 ТК РФ), за исключением трудоустройства впервые;

иные документы, поименованные в статье 65 ТК РФ, предъявляются в зависимости от специфики выполняемой работы.

Кроме этого, у иностранного работника надо запросить специфические документы в зависимости от его статуса (ст. 327.3 ТК РФ).

В таблице приводится перечень документов, которые нужно работодателю затребовать у иностранного работника в зависимости от статуса иностранного гражданина.

Во избежание возможных споров и штрафов временно проживающих граждан Казахстана, Армении и Киргизии, имеющих разрешение на временное проживание в РФ, следует принимать на работу только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на временное проживание.

Беженцы при трудоустройстве предъявляют удостоверение беженца, им полис ДМС не нужен (п. 7 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I — далее Закон 4528-I).

Статус
иностранного работника

Граждане Казахстана, Армении, Киргизии
(Договора о ЕАЭС)

Разрешение на работу;

договор (полис) добровольного медицинского страхования, за исключением заключения работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг

договор (полис) добровольного медицинского страхования, за исключением заключения работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг

Договор (полис) добровольного медицинского страхования, за исключением заключения работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг

Разрешение на временное проживание в РФ

Разрешение на временное проживание в РФ

Разрешение на временное проживание в РФ

Вид на жительство в РФ

Вид на жительство в РФ

Вид на жительство в РФ

Также надо учесть, что иностранные работники не предъявляют документы воинского учета, за исключением случаев, установленных законодательством или международными договорами РФ.

Высококвалифицированные специалисты привлекаются к работе в особом порядке. Для получения разрешения на работу ВКС работодатель должен подать ходатайство о привлечении ВКС, к которому надо приложить трудовой договор, письменное обязательство оплатить расходы РФ, связанные с возможным административным выдворением за пределы РФ или депортацией этого специалиста, а также копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в РФ (п. 6 ст. 13.2 Закона 115-ФЗ).

Что касается белорусов, то для трудоустройства временно пребывающих граждан Белоруссии полис ДМС не нужен (Договор между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан»). Такое мнение содержится в письме Минтруда России от 17.12.2015№ 16—4/В823. Также им не требуется патент.

О привлечении иностранных работников или об их увольнении работодатель в обязательном порядке должен сообщить в миграционную службу (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Уведомление подается в течение 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения трудового договора.

Уведомление подается в отношении всех иностранных работников, независимо от их статуса. Это касается и граждан Белоруссии (письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 № МС9/21-4586н).

Как платить НДФЛ с дохода иностранца

Организация обязана исчислить и удержать НДФЛ с заработной платы иностранного работника (п. 1, 2 ст. 226 НК РФ). Исчисление налога производится на дату фактического получения дохода согласно ст. 223 НК РФ.

НК РФ не содержит перечня документов, которые подтверждают статус налогового резидента. Нахождение на территории РФ можно подтвердить копией паспорта с отметками таможенных органов, табелем учета рабочего времени.

Датой фактического получения дохода в виде заработной платы признается последний день месяца (п. 2 ст. 223 НК РФ). В случае увольнения работника до истечения месяца датой получения дохода признается последний день работы, за который ему был начислен доход.

Ставка НДФЛ, по которой надо удерживать с дохода иностранного работника налог, зависит от его налогового статуса.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, находившиеся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Если же физическое лицо находилось менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то такое лицо признается нерезидентом. Надо отметить, что налоговый статус не зависит от гражданства физического лица.

Доход резидентов облагается налогом по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). А доходы нерезидентов облагаются налогом по ставке 30%, но есть исключения (п. 3 ст. 224 НК РФ).

По ставке 13% облагаются доходы от трудовой деятельности иностранных работников-нерезидентов:

работающих на основе патента;

участников Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членов их семей;

членов экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;

беженцев или получивших временное убежище на территории РФ.

Если же доход, полученный иностранным работником-нерезидентом, поименованным выше, не связан с трудовой деятельностью, то применяется ставка 30%. К таким доходам, например, относятся подарки к праздникам, матпомощь.

Кроме того, несмотря на то что доходы перечисленных иностранных работников- нерезидентов облагаются 13%, применять налоговые вычеты к ним нельзя.

По ставке 15% облагаются НДФЛ доходы в виде дивидендов, выплачиваемые нерезидентам.

Следует отметить, что при наличии международного соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и страной резидентства иностранного работника надо применять нормы такого соглашения.

По нерезидентам НДФЛ считается не нарастающим итогом, а отдельно по каждой выплате.

Надо ли платить страховые взносы

В общем случае выплаты по трудовому договору облагаются страховыми взносами (п. 1 ст. 420 НК РФ). Но когда дело касается иностранцев, нужно учитывать их статус.

Выплаты гражданам Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии облагаются страховыми взносами (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). При этом следует применять те же тарифы, что и для граждан РФ. В аналогичном порядке платятся страховые взносы за ВКС из этих стран. Однако по временно пребывающим ВКС из стран ЕАЭС не надо начислять взносы на обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС), так как они не являются застрахованными лицами в рамках ОПС (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ (далее — Закон 167-ФЗ)).

По ВКС из остальных стран страховые взносы начисляются в следующем порядке:

по временно пребывающим — уплачиваются только взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (далее — НСПЗ) (пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» — далее Закон 125-ФЗ);

по временно и постоянно проживающим — уплачиваются взносы на ОПС, НСПЗ, взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — взносы на ВНиМ) как на граждан РФ, но не уплачиваются взносы на обязательное медицинское страхование (далее — ОМС) (п. 1 ст. 7 Закона 167-ФЗ, ст. 20.1 Закона 125-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон 255-ФЗ), пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Что касается остальных иностранных граждан, то выплаты им облагаются страховыми взносами в следующем порядке.

По временно пребывающим иностранным работникам взносы на ОПС начисляются как на граждан РФ (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ). Взносы на ВНиМ по таким иностранным работникам начисляются по ставке 1,8%, а при применении на УСН льготных тарифов — 0% (ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ, ст. 426 НК РФ). Взносы на ОМС с зарплаты временно пребывающих иностранных работников не начисляются (пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ). Взносы на НСПЗ начисляются так же, как на граждан РФ (ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ).

На беженцев взносы начисляются так же, как и на граждан РФ — в полном объеме (п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона 4528-I).

На иностранных работников, получивших временное убежище, взносы на ОПС, ОМС и НСПЗ начисляются так же, как на граждан РФ, на ВНиМ — по тарифу 1,8%, а при применении на УСН льготных тарифов — 0%.

Трудовые проверки становятся новыми налоговыми. Ошиблись в кадровом документе? Оштрафуют, умножив на количество сотрудников.

Станьте гуру кадрового учета. Сейчас наш мега-популярный онлайн-курс по заполнению кадровых документов со скидкой 50 %.

Куча образцов документов и советов от практиков. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (у нас еще пять курсов со скидкой).

Изменен порядок трудоустройства иностранных работников

С 13 декабря 2014 года при трудоустройстве иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, работодатель должен запрашивать у них полис ДМС и патент. Кроме того, появятся новые основания для прекращения трудовых договоров с иностранными работниками. Соответствующая глава 50.1 Трудового кодекса, посвященная регулированию труда иностранных работников и лиц без гражданства, вводится федеральным законом от 01.12.14 № 409-ФЗ.

Какие документы запросить у иностранного работника

В Трудовом кодексе будет прописано, что помимо стандартного набора документов, предусмотренных статьей 65 ТК РФ, работодатель должен истребовать и другие*:

  • для лиц, временно проживающих в РФ, — разрешение на временное проживание;
  • для лиц, постоянно проживающих в РФ, — вид на жительство;
  • для лиц, временно пребывающих в РФ, — договор (полис) добровольного медицинского страхования, а также разрешение на работу или патент (для работников из «безвизовых стран»). Разрешение на работу можно предъявить после заключения трудового договора, если последний необходим для получения такого разрешения. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу.

С 1 января 2015 года иностранные граждане, которые в безвизовом порядке прибыли на территорию РФ с целью осуществления трудовой деятельности по найму в российских организациях и (или) у российских ИП, будут обязаны получить патент (см. «Патент на работу для иностранцев с 2015 года: кто его должен оформлять и как его получить»). Вероятно, до 1 января вместо патента временно пребывающий иностранный работник может представить разрешение на работу.

В комментируемом Законе оговаривается, что иностранным гражданам (лицам без гражданства) по общему правилу не нужно предъявлять работодателю документы воинского учета (ст. 327.3 ТК РФ).

Также отдельно прописаны особенности временного перевода иностранного работника (ст. 327.4 ТК РФ) и его отстранения от работы (ст. 327.5 ТК РФ). В частности, сказано, что временный перевод на срок до одного месяца допускается без учета профессии, указанной в разрешении на работу или патенте, и не более чем один раз в течение календарного года. Если по окончании срока временного перевода предоставить прежнюю работу сотруднику невозможно, трудовой договор с ним прекращается.

Прекращение трудового договора

Полный перечень специальных оснований прекращения трудовых договоров с иностранными работниками содержится в статье 327.6 ТК РФ.
В отношении временно пребывающих в РФ иностранцев трудовой договор будет прекращаться, если:

  • закончится срок действия (или аннулировано) разрешение на привлечение иностранных работников;
  • аннулировано разрешение на работу (для «визовых» иностранцев) или патент (для «безвизовых» работников);
  • закончится срок действия в РФ договора (полиса) ДМС или прекратится действие заключенного работодателем договора о предоставлении иностранному работнику платной первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

В отношении временно проживающих в РФ иностранцев трудовой договор прекратится, если:

  • будет аннулировано разрешение на временное проживание в РФ;
  • закончится срок действия разрешения на временное проживание в РФ;

В отношении постоянно проживающих в РФ иностранцев трудовой договор прекратится, если:

  • будет аннулирован вид на жительство в РФ;
  • закончится срок действия вида на жительство в РФ;

Также договор можно расторгнуть, если по окончании срока временного перевода работодатель не имеет возможности предоставить работнику прежнюю работу.

Выходное пособие

В статье 327.7 ТК РФ установлено дополнительное основание для выплаты работникам — иностранным гражданам (лицам без гражданства) выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Таким основанием является расторжение трудового договора в связи с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Напомним, что общие основания для выплаты названного пособия перечислены в статье 178 ТК РФ.

Трудоустройство граждан Республики Беларусь и Казахстана

Новый порядок трудоустройства иностранцев не распространяется на граждан Республики Беларусь и Казахстана. Они принимаются на работу на тех же общих основаниях, что и российские граждане (п. п. 1, 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4; Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов от 19.11.10, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном). Это означает, что представлять патент работники из Белоруссии и Казахстана не обязаны.

* Кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Второй этап при оформлении иностранного гражданина на внеквотную или квотную должность в России – подача документов в МВД на РПИРС, разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Это разрешение дает право российскому работодателю нанимать иностранных работников вместо граждан России. Привлечение иностранной рабочей силы без разрешения незаконно.

РПИРС имеет определенные ограничения. В нем указывается максимальное количество иностранцев, которых разрешено трудоустраивать работодателю. Разрешение также действует на определенные должности и определенные страны, к гражданству которых относятся работники. Получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы можно максимально на 1 год.

Услуга Срок оказания Стоимость
2 Этап. Получение РПИРС* 30 дней

* Дополнительно оплачивается госпошлина на получение РПИРС

Компания Travelmart производит обслуживание только юридических лиц, зарегистрированных в Москве или Московской Области.

Процедура получения РПИРС

На первом этапе оформления иностранца на внеквотную должность в Центре занятости нужно взять подтверждение о подаче заявки. Подавать документы на РПИРС можно только после того, как заявка на вакансию в Центре занятости будет активной в течение месяца. Если месяц прошел, и вы подали документы в МВД, закрывать заявку не рекомендуется.

РПИРС выдает МВД России. Обращаться нужно в территориальные органы министерства: в Москве – в Миграционный центр Сахарово, а в Московской области – в Миграционный центр Гринвуд.

Вне зависимости от количества иностранных работников, которых вы хотите трудоустроить, нужно получить только одно РПИРС.

Для оформления разрешения на привлечение иностранцев нужно оплатить государственную пошлину в размере 10000 рублей. В числе других документов в МВД подается заверенное банком платежное поручение.

После приема документов МВД подает запрос в Департамент труда и занятости населения, который должен вынести решение о рациональности привлечения иностранной рабочей силы. ДТЗН может отказать по определенным причинам и сделать заключение о нецелесообразности использования иностранных работников. В таком случае МВД не может выдать разрешение.

Срок оформления РПИРС – 1 месяц. Только после получения разрешения можно подавать документы на оформление РНР. В отличие от РПИРС, разрешение на работу оформляется отдельно на каждого человека.

Образец разрешения на работу иностранному гражданину

Разрешения на работу для иностранца (лицевая сторона)

Разрешение на работу в РФ для иностранцев (оборотная сторона)

Документы для оформления РПИРС

Все необходимые заявления и запросы мы заполняем самостоятельно на основе вашей анкеты. При необходимости мы сделаем нотариально заверенные копии. Мы также сами подаем документы и получаем готовое разрешение с помощью доверенности.

  1. Запрос в Департамент труда и занятости населения, 2 экз.
  2. Подтверждение подачи сведений о потребности в работниках в Центр занятости.
  3. Заявление на ИРС, 2 экз.
  4. Проект договора трудоустройства иностранных граждан, подписанный только работодателем, 1 экз.
  5. Доверенность, 2 экз.
  6. Свидетельство о государственной регистрации, первоначальный документ и изменения, по 1 экз. Нотариально заверенные копии.
  7. Свидетельство о постановке на налоговый учет и присвоении ИНН, 1 экз. Нотариально заверенная копия.
  8. Платежное поручение с синей печатью банка об оплате госпошлины за выдачу РПИРС на сумму 10000 рублей.
  9. Устав компании. Прошнурованная, пронумерованная и заверенная печатью и подписью руководителя копия.
  10. Выписка из ЕГРЮЛ, выданная не раньше, чем за месяц до подачи документов, 1 экз.

Получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы

В связи с реогранизацией УФМС и переходу ее под влияние органов МВД, произошли некоторые изменения в процедуре привлечения иностранной рабочей силы.

1 ступень: выделение квот

ИРС – это разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Его обязан получить каждый работодатель, привлекающий на работу иностранных граждан.

Квоты

Существует перечень квотируемых профессий. Каждый работодатель, который планирует привлекать иностранных работников, должен подавать заявку со списком желаемых для привлечения профессий на будущий год, т.е. если планируется привлечение в 2018 году, то заявку необходимо подавать сейчас – в 2017 году).

На каждую компанию выдается органиченное число квот, и какое именно будет выделено количество – решает на месте комиссия. Заявку на квоты можно подавать в электронном виде или на бумажном носителе. Форму заявки можно заполнить на сайте.

Обращаю ваше внимание, что согласно Распоряжению от 28 декабря 2012 г. № 70-р – предприятиям необходимо выделять от 1 до 3-х рабочих мест для инвалидов.

Если Вам необходимо привлечь иностранного работника уже сейчас, вам нужно выбрать соответствующие dашим запросам должности из списка неквотируемых профессий, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 мая 2015г № 324н « Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в российскую федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются».

Центр занятости

Несмотря на dаше решение к привлечению иностранного работника, по закону dы обязаны разместить вакансию на должности в Центре занятости, на срок 30 дней. В течении 30 дней Центр занятости будет направлять к dам на собеседование работников, отметку которым необходимо поставить в течении 3-х дней. Через 30 дней вы можете подавать документы в ГУ МВД на получение ИРС (разрешения на привлечение иностранцев необходимых профессий).

2 ступень: получение ИРС

Подача документов на ИРС, а также на получение самого РНР (разрешения на работу для иностранца – «пластик») осуществляется в Миграционном центре ГУ МВД в Сахарово с понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00. Для миграционно-опасных стран необходимо предварительно получить «резолюцию» (разрешение) у начальства, с обязательным присутствием генерального директора компании. Прием начальства осуществляется по понедельникам с 11:00 до 13:00 и по четвергам с 14:00 до 16:00.

Для того чтобы успеть подать документы в окно инспектора, желательно приехать с утра для получения талонов на сдачу.

Список документов, необходимых для получения ИРС:

  1. Карточка с реквизитами компании.
  2. Свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе (нотариально удостоверенная копия).
  3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (нотариально удостоверенная копия).
  4. Устав организации – копия, заверенная печатью организации.
  5. Приказ о назначении генерального директора – оригинал и копия, заверенная печатью организации.
  6. Проект трудового договора.
  7. Оригинал платежных документов уплаты государственной пошлины (с круглой печатью банка и отметкой о принятии – обязательно!) – 10000 руб за каждого привлекаемого иностранца.
  8. Заявление о выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в 2-х экз.
  9. Запрос в центр занятости в 2-х экз.
  10. Выписка из ЕГРЮЛ не старше 1 месяца.
  11. Доверенность на представителя.

Через 30 дней после подачи, приходите на получение ИРС.

3 ступень: получение РНР

Подача документов на РНР осуществляется также в ГУ МВД в Сахарово в дни, указанные выше.

Список документов, необходимых для получения РНР:

  1. Ходатайство о выдаче разрешения на работу.
  2. Оригинал платежного поручения об оплате пошлины за выдачу разрешения на работу – по 3500 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника (платежное поручение должно быть с отметкой банка и круглой печатью банка о принятии).
  3. Гарантийное письмо.
  4. Оригинал и копия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
  5. Медицинское свидетельство иностранного сотрудника (отсутствие ВИЧ-инфекции и заболеваний, согласно установленному перечню) – можно донести в течении 10-ти рабочих дней с момента подачи документов на РНР. Согласно последним изменениям в законодательстве, иностранный гражданин должен обязательно находиться на территории РФ на момент получения медицинского свидетельства!
  6. Заявление о выдаче разрешения на работу – с наклеенной фотографией иностранного гражданина.
  7. Нотариально удостоверенный перевод паспорта иностранного сотрудника.
  8. Нотариально удостоверенный перевод диплома иностранного сотрудника.
  9. Проект трудового договора на должность
  10. Договор (полис) добровольного медицинского страхования на иностранного сотрудника.
  11. Копия сертификата иностранного сотрудника о владении русским языком, знании истории и основ законодательства РФ (можно донести в течении месяца с момента получения иностранным гражданином РНР).
  12. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
  13. Копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения.
  14. Копия решения о назначении Генерального директора общества.
  15. Копия приказа о вступлении в должность Генерального директора общества.
  16. Доверенность на представителя.

Обращаю ваше внимание, что получение РНР осуществляется только для иностранных граждан из визовых стран. Иностранцам из безвизовых стран необходимо получить патент.

Срок изготовления «пластика» – 30 дней. Получение возможно по доверенности. При получении обязательно проверьте все данные иностранного гражданина, т.к. возможны ошибки.

Привлечение иностранных работников к трудовой деятельности

Федеральным законом от 25.07.02 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №115-ФЗ) предусмотрены следующие основания для нахождения иностранных граждан на территории РФ: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание. В свою очередь временное пребывание может осуществляться как на основании визы, так и в безвизовом порядке; временное проживание осуществляется на основании разрешения на временное проживание, а постоянное проживание – на основании полученного иностранным гражданином вида на жительство (п. 1 ст.2 Закона №115-ФЗ). Предметом настоящей статьи не является рассмотрение вопросов о действиях работодателей и самих иностранных граждан, направленных на получение документов и разрешений, дающих право работодателям привлекать иностранных работников, а иностранным работникам – работать в России. Предположим, что соответствующие документы и разрешения у сторон уже имеются в наличии. Рассмотрим обязанности работодателей по информированию государственных органов о трудовых отношениях с иностранцами, в зависимости от оснований нахождения последних на территории РФ.

Иностранные граждане, временно прибывающие в РФ в порядке, не требующем получения визы

В отношении иностранцев, временно прибывающих в РФ в безвизовом порядке (в основном, это граждане ближнего зарубежья), за исключением граждан Республики Беларусь, в соответствии с п. 9 ст.13.1 Закона №115-ФЗ необходимо уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения обо всех случаях:

  • заключения и расторжения с иностранными гражданами трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг),
  • о предоставлении иностранным гражданам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Порядок и срок представления уведомлений утверждены Приказом ФМС России от 28.06.10 №147 (Приложение №6 к этому Приказу), а формы уведомлений приведены в Приложениях №№ 5, 9 и 10 к Приказу. Срок подачи уведомления – 3 рабочих дня.

Работодателю (заказчику), пригласившему иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившему с иностранным работником в Российской Федерации новый договор, также следует направлять информацию:

в ФМС РФ (ее территориальный орган) – о нарушении иностранным работником условий трудового (гражданско-правового) договора, а также о досрочном расторжении такого договора (подп. 7 п. 8 ст.18 Закона №115-ФЗ);

в ФМС России (ее территориальный орган) и территориальный орган ФСБ РФ – о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (подп. 8 п. 8 ст. 18 Закона №115-ФЗ).

Срок уведомления о перечисленных фактах установлен абз.5 и 6 п. 137.1 «Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» (далее – «Административный регламент»), утвержденного совместным Приказом ФМС России №1, Минздравсоцразвития России №4, Минтранса России №1, Госкомрыболовства России №2 от 11.01.08 года. Указанный срок составляет 3 дня.

При этом форма и порядок подачи таких сведений (непосредственно в государственные органы или почтой) в настоящее время не разработаны и не утверждены.

Налоговую инспекцию по месту своего учета работодатель должен уведомить о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10 рабочих дней со дня наступления любого из обстоятельств, перечисленных в подп. 4 п. 8 ст.18 Закона №115-ФЗ, а именно:

  • подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности,
  • прибытия иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания,
  • получения им разрешения на работу,
  • заключения с ним нового трудового договора, или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг),
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя,
  • аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Рекомендованная работодателям для использования при предоставлении уведомления в налоговые органы форма уведомления о привлечении и использовании иностранных работников приведена в Приложении к Письму ФНС РФ от 24.08.07 №ГИ-6-04/676@. Однако порядок предоставления уведомления (непосредственно в инспекцию или по почте) не установлен.

Несоблюдение порядка информирования налогового органа о вышеперечисленных обстоятельствах является основанием для приостановления действия выданного работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников (абз.4 ст.137.1 Административного регламента).

Что касается граждан Республики Беларусь, то порядок привлечения иностранных работников (и уведомления государственных органов исполнительной власти), предусмотренный Законом №115-ФЗ, на них не распространяется (основание – Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 №4).

Иностранные граждане, временно прибывающие в РФ на основании визы

Информирование государственных органов о привлечении на работу иностранных граждан, временно прибывающих на основании визы, происходит в процессе получения работодателем в территориальном органе ФМС РФ разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а также при получении иностранцем (или работодателем) разрешения на работу в России. Дополнительного уведомления органов ФМС РФ и службы занятости при заключении с иностранными работниками трудовых (гражданско-правовых) договоров не требуется.

При этом на основании подп. 7 и подп. 8 п. 8 ст.18 Закона №115-ФЗ работодателю (заказчику), пригласившему такого иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, либо заключившему с ним новый трудовой (гражданско-правовой) договор, также следует направлять информацию:

в ФМС РФ (ее территориальный орган) – о нарушении иностранным работником условий трудового (гражданско-правового) договора, а также о досрочном расторжении такого договора;

в ФМС РФ (ее территориальный орган) и территориальный орган ФСБ РФ – о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Как отмечалось выше, срок уведомления о перечисленных фактах установлен абз.5 и 6 п. 137.1 Административного регламента. Указанный срок составляет 3 дня и его несоблюдение является основанием для приостановления действия выданного работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Что касается налогового органа, то его, как и в случае с безвизовыми иностранными работниками, в течение 10 рабочих дней со дня наступления соответствующих обстоятельств следует уведомлять о:

  • подаче ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности,
  • прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания,
  • получении им разрешения на работу,
  • заключении с ним нового трудового договора, или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг),
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя,
  • аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Как мы уже отмечали, неуведомление в течение 10 рабочих дней налогового органа о получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо о заключении с иностранным работником нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику в соответствии с Административным регламентом является основанием для приостановления действия выданного работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранные граждане, проживающие на территории РФ

В отношении временно или постоянно проживающих на территории РФ иностранцев отметим следующее. Согласно п. 1 ст.2 Закона №115-ФЗ «иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность» а «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание».

Так как информирование государственных органов в соответствии с положениями п. 9 ст.13.1 и п. 8 ст.18 Закона №115-ФЗ предусмотрено в отношении иностранных работников, то при привлечении к работе иностранцев, временно или постоянно проживающих на территории РФ (то есть, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство и не являющихся иностранными работниками), уведомлять органы ФМС, ФСБ, службу занятости и налоговую инспекцию не требуется.

Если на работу принимается высококвалифицированный иностранный специалист

В случае привлечения к работе высококвалифицированных иностранных специалистов (как визовых, так и безвизовых) уведомлять органы ФМС РФ и службы занятости о привлечении к работе специалиста не нужно, так как в соответствии с подп. 2 п. 6 ст.13.2 Закона №115-ФЗ трудовой (гражданско-правовой) договор уже должен быть заключен на день подачи документов для оформления разрешения на работу, а вступить в силу – с момента получения иностранным гражданином такого разрешения.

При этом работодателю необходимо ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, подавать уведомления в территориальные органы ФМС РФ (п. 13 ст.13.2 Закона №115-ФЗ):

  • об исполнении обязательств по выплате высококвалифицированным иностранным специалистам заработной платы (вознаграждения),
  • о предоставлении им отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года,
  • о случаях расторжения с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Формы уведомлений утверждены Приказом ФМС РФ от 28.06.10 №147 (Приложения №№7, 8 и 11 к Приказу).

В течение 30 дней со дня получения иностранным специалистом разрешения на работу работодатель (заказчик работ, услуг) должен сообщить территориальному органу ФМС РФ о постановке иностранного специалиста на учет в налоговом органе (п. 16 ст.13.2 Закона №115-ФЗ).

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется на основании поданного в налоговый орган по месту пребывания иностранного специалиста заявления по форме №2-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.11 №ЯК-7-6/488@.

Чтобы подать сведения, рекомендуем сделать ксерокопию уведомления о постановке на учет по месту пребывания по форме 2-3-Учет, которая утверждена этим же Приказом. Этот документ выдается иностранному гражданину налоговой инспекцией на основании п. 5 «Особенностей учета в налоговых органах физических лиц – иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями», утвержденных Приказом Минфина России от 21.10.10 №129н.

О привлечении и использовании высококвалифицированного иностранного специалиста работодатель должен сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета. На уведомление отводится 10 рабочих дней со дня наступления любого из обстоятельств, перечисленных в подп. 4 п. 8 ст.18 Закона №115-ФЗ (см. выше).

Рекомендованная работодателям форма уведомления о привлечении и использовании иностранных работников приведена в Приложении к Письму ФНС России от 24.08.07 №ГИ-6-04/676@.

Административная ответственность за неуведомление

За неуведомление территориального органа ФМС РФ, территориальной службы занятости населения или налоговой инспекции о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства предусмотрен штраф (п. 3 ст.18.15 КоАП РФ):

  • для граждан от 2000 до 5000 руб.,
  • для должностных лиц от 35 000 до 50 000 руб.,
  • юридических лиц от 400 000 до 800 000 руб. (за каждого иностранного гражданина, незаконно привлеченного к трудовой деятельности (примечание 2 к ст. 18.15 КоАП РФ)) либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Александр Комаров — аудитор Аудиторско-консалтинговой группы «БАНКО»

Источники:
http://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/privlechenie-inostrannyh-rabotnikov/
http://www.klerk.ru/buh/articles/476275/
http://www.buhonline.ru/pub/news/2014/12/9312
http://visa-russian.ru/trudoustroistvo-inostrannyh-grazhdan/rpirs.php
http://regforum.ru/posts/3168_privlechenie_inostrannyh_rabotnikov_iz_vizovyh_stran_procedura_irs_g_moskva/
http://hr-portal.ru/article/privlechenie-inostrannyh-rabotnikov-k-trudovoy-deyatelnosti
http://jurkom74.ru/ucheba/bankrotstvo-iuridicheskich-lits-ponyatie-priznaki-stadii-prava-kreditorov-pravovie-posledstviya

Ссылка на основную публикацию