Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Данный закон определил новый порядок действий, который раньше был установлен Приказом Минздрава от 26.04.2011 № 342н “Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”. С этого момента аттестацию рабочих мест (АРМ) заменила процедура специальной оценки условий труда (СОУТ).

Что такое аттестация рабочих мест

По большому счету, это та же самая процедура специальной оценки рабочих мест. Аттестацию так же проводил работодатель с привлечением специальной организации, так же образовывалась комиссия, определялись классы опасности и составлялся отчет. Срок аттестации рабочих мест сопоставим со сроками проведения специальной оценки условий труда. То есть фундаментально, хоть СОУТ фактически и заменил АРМ, в целом функции и задачи остались прежними:

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
  • информирование сотрудников об условиях труда на их рабочих местах;
  • принятие решений о необходимости организации периодических и предварительных медицинских осмотров;
  • установления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
  1. Процедура или этап идентификации вредных и опасных факторов производственной среды. Методика проведения этой процедуры утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
  2. Подача декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям условиям охраны труда в случае отсутствия (неидентификации) вредных или опасных производственных факторов.
  3. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды осуществляется теперь не на всех рабочих местах. Список рабочих мест на которых этап идентификации не осуществляется указан в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Указанные нововведения никак не отразились на сроках проведения аттестации рабочих мест, или специальной оценки условий труда. Сроки по-прежнему определяются работодателем – нормативным документом об организации СОУТ.

Кроме изменений в самой процедуре проведения АРМ, с принятием СОУТ были внесены изменения в законодательство.

Трудовое законодательство

Раньше работникам, занятым во вредных (вне зависимости от класса опасности) и опасных условиях труда в соответствии с ТК РФ полагались:

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • доплаты;
  • сокращенная рабочая неделя.

С введением 426 федерального закона у работников, занятых во вредных и опасных условиях труда остались:

  • класс вредности 3.1. – только доплаты;
  • класс вредности 3.2. – доплаты и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • класс вредности 3.3, 3.4 и 4 – доплаты, отпуск и сокращенная рабочая неделя

Административное законодательство

В КоАП введена статья 5.27.1, предусматривающая ответственность именно за нарушения порядка организации и проведения СОУТ и выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Соответственно введены новые штрафы – от предупреждения или 5000 рублей для должностных лиц до 80 000 рублей при первом нарушении, а в случае повторных нарушений от 30 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пенсионное законодательство

Теперь в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитывается тот трудовой стаж, который соответствовал вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения АРМ

Периодичность аттестации рабочих мест по условиям труда составляла 5 лет, СОУТ проводится в такие же сроки.

Положениями пункта 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено, что если организация провела АРМ до вступления в силу указанного федерального закона, СОУТ может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения АРМ. Однако если возникнут обстоятельства, по которым необходимо провести внеплановую СОУТ, спецоценку придется проводить, не дожидаясь окончания планового срока.

Как часто проводится аттестация рабочих мест или СОУТ, решает работодатель: хоть ежегодно, но не реже чем один раз в 5 лет, а также каждый раз при возникновении условий, обязывающих работодателя провести внеплановую СОУТ.

Основания для проведения внеплановой СОУТ остались те же, что и для АРМ, за исключением нового независимого обстоятельства в виде несчастного случая на производстве. Полный перечень оснований для внеплановой СОУТ указан в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Стоимость проведения аттестации рабочих мест

Стоимость аттестации рабочих мест (СОУТ) в 2020 году по-прежнему определяется несколькими параметрами:

  1. Цена договора с организацией, которая будет непосредственно проводить СОУТ. В цену могут входить (а могут и не входить):
    – стоимость исследований и замеров;
    – использование специальной аппаратуры;
    – командировочные сторонних специалистов и т.д.
  2. Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
    – если будут установлены классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в пенсионный фонд, а также надбавки и компенсации для работников;
    – приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    – замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т.д.
  3. Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ могут быть оспорены и признаны не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест 71.20.19.130), она должна быть в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Региональный фактор также имеет свое значение, стоимость СОУТ в Москве и Сыктывкаре будут отличаться.

Штрафы

В 2020 году размер штрафов за отсутствие АРМ или СОУТ составляют:

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест – это комплекс мероприятий по оценке условий труда на рабочих местах организации – работодателя в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мер по приведению условий труда в соответствие с нормами законодательных актов, устанавливающих соответствующие государственные нормативные требования.

Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места организации-работодателя.

При этом организация-работодатель, должна быть зарегистрирована как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско – правового характера.

Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, которое имеет право оказывать услуги по проведению оценки

рабочих мест по условиям труда.

В этом случае аттестующая организация должна являться независимой организацией по отношению к организации – работодателю, у которой проводится оценка рабочих мест по условиям труда.

Для чего нужна аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение имеет большое значение.

Так, сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Цели аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест позволяет дать полную оценку каждому рабочему месту.

Целями аттестации рабочих мест являются следующие цели:

оценка степень и уровня того, как влияют факторы производственной среды на работника;

выявление тяжести и напряженности отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника;

определение уровня травматизма и безопасности рабочего места;

определение обеспеченности каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни участках работы.

Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая берется в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.

Кто подвергается оценке условий труда

Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.

К ним можно отнести:

юридические лица независимо от вида собственности;

индивидуальных предпринимателей, имеющих в штате хотя бы одного работника.

Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

1. Проводится за счет средств работодателя. Такой порядок используется крупными предприятиями.

2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.

3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Весь процесс специальной оценки рабочих мест можно представить в виде нескольких этапов:

1. Подготовительный этап, который заключается в подготовке к проведению работ.

2. Основной этап, который заключается в самой проверке.

3. Заключительный этап, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований.

4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.

5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Подготовка

Руководитель организации, которая подвергается спецоценке рабочих, назначает председателя комиссии.

Председатель комиссии в свою очередь формирует комиссию.

В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

сотрудник кадровой службы;

электрик или энергетик;

бухгалтер по начислению зарплаты;

член профсоюзной организации;

Основной этап

Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам охраны труда по ряду направлений:

соответствие гигиеническим нормам;

опасность получения травмы на рабочем месте;

наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;

комплексная оценка всех условий.

Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности.

Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами.

Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.

Протокол включает в себя следующие данные:

Дата осуществления измерений.

Указание подразделения, подвергающегося оценке.

Название приборов измерений.

Наименование фактора, подвергающегося измерению.

Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.

Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.

Автограф ответственного лица за измерение.

Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.

Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.

При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.

При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить, какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.

Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных и сопоставления их с нормативами определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.

Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.

Аттестационная карта

Аттестационная карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом рабочем месте, действующие льготы и компенсации, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью аттестационной карты

– выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности;

– определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до работника условия будущей работы.

Заключительный этап

Отметим, что заключительный этап предполагает подготовку выходных документов:

Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.

Протоколы соответствия различным требованиям ОТ (охраны труда).

План работ по устранению выявленных нарушений.

Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем.

Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу с оглаской сроков выполнения.

Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.

Сроки аттестации

По правилам обязательной аттестации проверку на принадлежность условий труда нормативам безопасности проводят раз в 5 лет.

Но бывают случаи, когда грядет внеплановая проверка, которая может быть проведена раньше срока.

Внеплановая переоценка может быть связана с вводом в эксплуатацию новых мощностей на производстве, что приводит к привлечению новой рабочей силы, изменению технологии производства и появлению новых рабочих факторов.

Еще одним моментом для внеплановой проверки может послужить наступление несчастного случая или профессионального заболевания, которые получены при наличии вредных и опасных факторов.

По требованию инспекции по труду.

По просьбе работников и представителей профсоюза организации.

В общем, срок действия аттестации в среднем равен пяти годам.

Новшества в 2017 году

С 2015 года всех работодателей обязали отчитываться по спецоценке в органы ФСС, для присвоения класса условий, что необходимо для сдачи отчетности в органы ПФР.

Те организации, которые прошли аттестацию ранее 2017 года, должны переаттестоваться вплоть до 31 декабря 2018 года.

Штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки

Приведем штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки.

Нарушение сроков проведения, то есть несвоевременность или срыв внеплановой аттестации

От 30 000 рублей, остановка деятельности фирмы до 3 месяцев

Несоблюдение порядка проведения процедуры

На должностное лицо до 10 000 рублей, на фирму – 80 000 рублей

Неудовлетворительное содержание рабочего места

На ответственное лицо до 30 размеров МРОТ, на фирму – до 300 таких размеров

Не внедрение мероприятий по улучшению качества труда

Остановка деятельности до 3 лет

Если на рабочем месте произошел несчастный случай, а спецоценка не была проведена, то работодатель становится виновным и подвергается штрафу в размере до 400 000 рублей.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме “Зарплата и кадры”.

Нужна ли аттестация рабочих мест офисных и других работников в 2020 году?

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года.

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих. Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки. Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года. По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года. Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

В этой статье вы можете посмотреть правила и образец заполнения спецификации к договору поставки.

Если вас интересует, что такое факторинг и какие его виды бывают, прочитайте об этом здесь.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

В соответствии с законодательством РФ все работодатели обязаны проводить аттестацию рабочих мест. Но когда и зачем это нужно делать? Чем грозит уклонение от этой процедуры и какие бонусы приносит организации ее регулярное осуществление? Разбираемся в тонкостях процесса аттестации рабочих мест и выясняем, куда обратиться за получением этой услуги.

Требования к аттестации рабочих мест

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин пока не прижился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений каких-либо показателей от нормы (концентрация вредных веществ в воздухе, воде и т.д.)), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

  • подготовка к проведению оценки условий труда;
  • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
  • исследование выявленных нарушений;
  • оценка полученного результата.

По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это прежде всего предприятия, сотрудники которых работают:

  • со сложным технологическим оборудованием;
  • оборудованием, находящимся под высоким напряжением, либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
  • с транспортными средствами, а так же с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и др.

Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один должен иметь высшее образование в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В ее структуре должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и/или опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России akot.rosmintrud.ru/sout/organizations), либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (akot.rosmintrud.ru/ot/organizations) и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

Как проводится аттестация рабочих мест: этапы процедуры

Как именно происходит СОУТ и какова роль в этом процессе поставщика услуг по аттестации рабочих мест? Алгоритм действия последнего зафиксирован в основополагающем законе № 426-ФЗ, а также в приказе Минтруда России от 24.01.2014 №33н. В последнем приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Остановимся подробнее на процессе проведения аттестации.

  • Подготовка к процедуре. По инициативе работодателя создается комиссия по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей, куда должны входить специалист по охране труда, члены профсоюза, представители работодателя. После этого комиссия прописывает и утверждает график и перечень работ.
  • Выявление потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Далее проводится проверка действующих условий труда (например состояния оборудования) и выявление опасных и вредных факторов. Проводя эту работу, эксперты учитывают результаты прошлой аттестации и статистику несчастных случаев на производстве.
  • Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов. В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.
  • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
    • оптимальные (опасности нет, или она в пределах нормы);
    • допустимые (вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха: например, усталость глаз);
    • вредные (вред, наносимый организму, может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, язва желудка у диспетчеров авиакомпаний));
    • опасные (труд может вызвать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни (например, травмы промышленных альпинистов)).
  • Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:
    • информация о компании, проводившей СОУТ;
    • перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
    • протоколы измерений;
    • заключение экспертов.

    Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель раскрывает его содержание персоналу и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и т.д.) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и др.).

Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

Опубликовано: 28.12.2012 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. Об изменениях в порядке процедуры можно узнать здесь.

Современные производственные процессы представляются немыслимыми без охраны труда. Охрана труда является системой, которая регулирует процессы на производственных объектах, разрабатывает действенные методы и меры по защите безопасности человека. Одним из таких методов выступает аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.). Являясь действенной формой контроля над условиями труда, АРМ предусматривает качественный анализ и экспертизу рабочих мест. Благодаря ей, раскрываются не только несоответствия требованиям основных нормативных законодательных актов, но и реализуется совокупность мероприятий по улучшению состояния условий в организации.

Процесс проведения АРМ регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года. Приказ вступил в силу с 1 сентября 2011 года. Порядок, или как его еще называют новые правила, отражает все вопросы деятельности работодателей по проведению АРМ. С помощью него определяется схема проведения оценки условий труда.

Аттестация обязательная для всех организаций. Ей подлежат все рабочие места, начиная от руководителя и заканчивая работниками, выполняющими низкоквалифицированные работы (уборщицы, подсобные рабочие и т.д.). «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.» Отметим, что аттестация проводится для отдельного рабочего места, но не для специальности. Ни профессии, ни конкретные должностные лица объектом аттестации не являются, но влияют на количество рабочих мест.

Порядок АРМ включает в себя семь разделов:

  1. Общие положения (определены основные цели и задачи проведения аттестации, обязанности по проведению аттестации, обоснована необходимость использования полученных результатов в дальнейшем ведении хозяйственной деятельности);
  2. Порядок подготовки к проведению АРМ по условиям труда (данный этап считают подготовительным, так как определяется состав аттестационной комиссии, ее обязанности и права по отношению к проведению процесса, график проведения работ по аттестации, утверждается приказ о начале проведения работ по АРМ на предприятии);
  3. Порядок проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (данный раздел подразумевает анализ условий труда на соответствие гигиеническим нормативам, определение травмоопасности и обеспеченности средствами коллективной защиты, комплексную оценка состояния на рабочем месте);
  4. Особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест (к отдельным видам относят аналогичные (идентичные места) и нестационарные (с территориально меняющимися зонами) рабочие места, определяются особенности их аттестации);
  5. Порядок оформления результатов АРМ по условиям труда (приводится последовательность содержания документов, входящих в отчет об аттестации, их последующая передача в контрольно-надзорные органы по охране труда);
  6. Порядок проведения внеплановой АРМ по условиям труда (приведены условия проведения повторной аттестации в организации, их порядок проведения);
  7. Заключительные положения (определены ответственные лица за проверку полученных результатов в субъектах РФ).

Порядок проведения АРМ содержит также приложения, в которых даются конкретные бланки необходимых документов для аттестации, даются подробные рекомендации по заполнению данных форм.

Аттестация должна проводиться для рабочих мест в соответствии с определенным порядком. Все полученные результаты и сведения должны соответствующим образом влиять на итоговое решение контрольных органов о правомерности проведенной аттестации.

Условно проведение аттестации делится на три этапа: организационный, оценочные работы на рабочих местах, завершение аттестации и оформление документации. Значение и сущность каждого этапа определяет данный Порядок. Подробнее с тем, как проводится АРМ, каковы основные действия на каждом этапе, Вы можете узнать в материале: «Проведение аттестации рабочих мест».

Таким образом, проверка условий труда на рабочих местах включает несколько контрольных процедур, которые предусматривают проведение различных оценок и подготовку итогового пакета документов. Новый порядок АРМ позволил сделать процедуру строго структурированной. Ранее, конечно же, также существовала определенная структура, но Приказ № 342 о порядке проведения АРМ, помимо того, что разграничил права и обязанности ответственных за ее проведение, главный акцент делает все же на объективность полученных результатов и ответственность за них.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА, ЕЕ ЗАДАЧИ. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ

В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по усло­виям труда, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 14.03.97т. № 12, аттестации по ус­ловиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменений усло­вий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измере­ний.

Измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, определение пока­зателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют центры государственного санитарно-эпидемиологического над­зора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда РФ и другие лаборато­рии, ак­кредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений. Оценка травмобезо­пасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заяв­кам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда РФ на право проведения указанных работ.

Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении пе­речня рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, под­ле­жащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их парамет­ров.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, назначаются председа­тель аттеста­ционной комиссии, члены комиссии и ответственный за составление, ведение и хранение доку­ментации по аттестации рабочих мест по условиям труда, а также определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать специалистов служб охраны труда, представителей администрации, профсоюзной организации, комитета (комиссии) по ох­ране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, медицинских работников.

При аттестации рабочих мест по условиям труда проводится:

· оценка условий труда;

· оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений;

· оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной и коллективной защи­ты, а также эффективности этих средств.

При оценке условий труда производится определение фактических значений всех имею­щихся на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов (физических, химиче­ских, биологических), тяжесть и напряженность труда. Уровни опасных и вредных про­изводст­венных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе ра­боты при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. Инст­рументальные измерения уровней производственных факторов, определение тя­жести и напряжен­ности трудового процесса оформляются соответствующими протоколами. Оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по усло­виям труда рабочих местах производится на основании данных, полу­ченных при аттестации не менее 20% таких рабочих мест.

При оценке травмобезопасности рабочих мест основными объектами оценки являются:

· приспособления и инструменты;

· обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

Оценка производственного оборудования, приспособлений и инструмента производится на основе действующих и распространяющихся на них нормативных правовых актов по охране труда (государственных и отраслевых стандартов, правил по охране труда, типовых инструкций по ох­ране труда и др.) путем проверки соответствия производственного оборудования, приспо­соблений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых ак­тов. При этом проводятся пробные пуски и остановки производственного оборудо­вания с соблю­дением требований безопасности. Результаты оценки травмобезопасности рабо­чих мест оформля­ются соответствующими протоколами.

При оценке обеспеченности работников средствами индивидуальной и коллективной за­щиты проверяется наличие их по каждому рабочему месту, а также оценивается эффектив­ность этих средств. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты осуществ­ляется посредством сопоставления фактически выданных средств с Нормами бесплат­ной выдачи и другими нормативными документами, а также производится контроль их качест­ва. Результаты оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной и коллективной защиты оформ­ляются соответствующими протоколами.

При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соот­ветствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выпол­нении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами ин­дивидуаль­ной защиты считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. В этом случае рабочее место признается аттестован­ным.

В случаях, когда на рабочем месте фактические значения опасных и вредных производ­ст­венных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты не соответствуют сущест­вую­щим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным или опасным. При отне­сении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттесто­ванным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1,3.2,3.3, 3.4, а также 3.0 -по травмо­безопасности) и внесении предложений по приведению его в соответствие с норма­тивными право­выми актами по охране труда в План мероприятий по улучшению и оздоровле­нию условий труда в организации.

При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестован­ным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются протоколом ат­те­стации рабочих мест по условиям труда, к которому прилагаются: карты аттестации рабочих мест по условиям труда, ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям тру­да, свод­ная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организа­ции, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

По завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда руководитель ор­гани­зации издает приказ, в котором дается оценка проведенной работы и утверждаются ее ре­зультаты.

Информация о результатах аттестации рабочих мест доводится до сведения работников ор­ганизации.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой от­четности и подлежат хранению в течение 45 лет.

НОРМЫ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ НАГРУЗОК ПО ПОДЪЕМУ И ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ТЯЖЕСТЕЙ ВРУЧНУЮ ДЛЯ ЖЕНЩИН И ПОДРОСТКОВ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ, В СВОБОДНОЕ ОТ УЧЕБЫ ВРЕМЯ И В ПЕРИОД КАНИКУЛ

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.2.2.1327-03 «Гигие­ни­ческими требования к организации технологических процессов, производственному обору­дова­нию и рабочему инструменту», утвержденными постановлением Главного государственно­го сани­тарного врача Российской Федерации от 25.05.03 г. № 100, оптимальные и допустимые величины показателей тяжести и напряженности факторов трудового процесса для женщин со­ставляют:

1) Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час): оптимальное – до 5 кг, допустимое -до 10кг,

2) Подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены: опти­маль­ное – до 3 кг, допустимые до – 7 кг.

3) Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены:

· с рабочей поверхности: оптимальное – до 100 кг, допустимое -до 350 кг;

· с пола: оптимальное – до 50 кг, допустимое – до 175 кг. В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 07.04.99 г. № 7 установлены сле­дующие нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет:

· подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены:

а) юноши: 14 лет – 3 кг, 15 лет – 3 кг, 16 лет – 4 кг, 17 лет – 4 кг;

б) девушки: 14 лет – 2 кг, 15 лет – 2 кг, 16 лет – 3 кг, 17 лет – 3 кг;

· подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены:

1) постоянно (более двух раз в час):

а) юноши: 14 лет – 6 кг, 15 лет – 7 кг, 16 лет -11 кг, 17 лет -13 кг;

б) девушки: 14лет – З кг, 15 лет-4кг, 16 лет- 5кг, 17 лет-6 кг.

2) при чередовании с другой ра­ботой (до двух раз в час):

а) юноши: 14 лет-12 кг, 15 лет-15 кг, 16 лет-20 кг, 17 лет-24 кг;

б) девушки: 14 лет – 4 кг, 15 лет – 5 кг, 16 лет – 7 кг, 17 лет – 8 кг.

В соответствии с Положением об организации общественно полезного, производитель­ного труда учащихся общеобразовательных школ, продолжительность работы учащихся во время каникул в составе трудовых объединений и в лагерях установлена:

· для учащихся 2- 4 классов – до 2 часов в день;

· для учащихся 5- 7 классов – до 3 часов в день;

· для учащихся 8- 9 классов – до 4 часов в день;

· для учащихся 10-11 классов – до 6 часов в день.

Продолжительность ежегодной трудо­вой практики учащихся общеобразовательных школ установлена:

· для учащихся 5-7 классов -10 дней по 3 часа в день;

· для учащихся 8- 9 классов -16 дней по 4 часа в день;

· для учащихся 10 классов – 20 дней по 6 часов в день.

В соответствии с Положением о порядке и условиях добровольного труда учащихся об­щеоб­разовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время, продолжительность работы учащихся в свободное от учебы время ус­тановлена:

а) в течение учебного года:

· для учащихся от 14 до 16 лет-12 часов в неделю и до 2 часов в день;

· для учащихся от 16 до 18 лет -18 часов в неделю и до 3 часов в день.

б) в период каникул:

· для учащихся от 14 до 16 дет – 24 часа в неделю и до 4 часов в день; -для учащихся от 16 до 18 лет-36 часов в неделю и до 6 часов в день. При этом для подростков до 16 лет почасо­вая норма не должна превышать 60% почасовой нормы взрослых рабочих, для подростков от 16 до18лет-75%.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда

Для организации и проведения аттестации руководителем организации создается аттестационная комиссия, а также устанавливается график проведения работ по оценке рабочих мест по условиям труда. В состав аттестационной комиссии включаются:

  • представители от работодателя;
  • специалист по охране труда;
  • представители от профсоюзной организации;
  • представители от аттестующей организации;
  • председатель аттестующей комиссии — представитель работодателя.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен в Приказе Минздравсоцразвития России № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26 апреля 2011 [3] года и предполагает всестороннюю оценку условий труда в соответствии со следующими требованиями:

  • оценка соответствия условий труда гигиеническим требованиям;
  • оценка травмоопасности на рабочих местах;
  • оценка обеспеченности сотрудников средствами индивидуальной защиты;
  • комплексная оценка условий труда.

Сроки проведения аттестации рабочих мест

Датой начала проведения аттестации считается издание приказа руководителя организации о проведении оценки рабочих мест по условиям труда, а также утверждение графика проведения аттестации. Аттестация вновь созданных рабочих мест должна проводиться не позднее чем через 60 суток после введения их в эксплуатацию. Аттестация рабочих мест должна проводиться не реже чем раз в пять лет со дня проведения предыдущей аттестации по условиям труда [4] .

Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Результаты проведения аттестации рабочих мест на предприятии оформляются аттестационной комиссией форме отчета об аттестации, в который включаются:

  • приказ об утверждении аттестационной комиссии и график проведения мероприятий;
  • список рабочих мест, подлежащих аттестации;
  • карты аттестации рабочих мест;
  • сводная ведомость по результатам аттестации рабочих мест;
  • общая таблица классов условий труда;
  • план действий и мероприятий по улучшению условий труда;
  • протокол заседания аттестационной комиссии о результатах проведения аттестации рабочих мест на предприятии;
  • сведения об аттестующей компании (включая копии аттестата аккредитации и решения о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест);
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (если имеется в наличии);
  • предписания должностных лиц о выявленных нарушениях условий труда (если имеется в наличии).

Использование результатов аттестации

Результаты аттестации рабочих мест используют в целях:

  • разработки и осуществления мероприятий по улучшению условий труда, а также приведения их в соответствие с действующими законодательными актами в области охраны труда;
  • установления сотрудникам, занятым на вредных производствах сокращения продолжительности рабочего дня, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышения оплаты труда;
  • информирования сотрудников о вредных производственных факторах и рисках для здоровья, а также о мерах защиты и компенсациях;
  • контроля над состоянием условий труда на производстве;
  • оценки производственного риска;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
  • подготовки статистических отчетов об условиях труда и компенсациях за работу на вредных производственных объектах;
  • подготовки поименного списка сотрудников, подлежащих обязательным медицинским обследованиям;
  • расчета скидок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • рассмотрения разногласий и вопросов, связанных с обеспечением безопасности сотрудников на рабочих местах;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • медицинского и санитарно-бытового обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • приведения в соответствие наименований профессий с наименованиями, указанными в Едином Общероссийском классификаторе рабочих профессий, должностей и тарифных разрядов;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий труда на производстве.

Сроки утверждения и регистрации аттестации рабочих мест

После оформления результатов проведения аттестации рабочих мест в организации аттестационная комиссия рассматривает его, в течение 10 дней после поступления подписывает итоговый протокол и передает его вместе с отчетом руководителю или представителю компании. Работодатель в течение 10 дней со дня передачи ему отчета и протокола обязан издать приказ об окончании аттестации рабочих мест по условиям труда и ознакомить с ним всех сотрудников организации под роспись. После проведения аттестации и издания приказа работодатель обязан в десятидневный срок подать отчет в электронном и бумажном виде в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Проведение внеплановой аттестации рабочих мест

Внеплановая аттестация рабочих мест проводится в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • в результате государственной экспертизы условий труда, проведенной с целью оценки качества проведенной аттестации рабочих мест;
  • выполнение мероприятий по приведению условий труда на предприятии в соответствие с действующими нормативными актами в области охраны труда, а также улучшению условий труда;
  • замена производственного оборудования;
  • изменение технологического процесса;
  • замена средств коллективной защиты.

Проведение и оформление результатов внеплановой аттестации рабочих мест осуществляется по тем же требованиям, которые предъявляются к проведению основной — плановой аттестации рабочих мест по условиям труда.

Источники:
http://www.audit-it.ru/terms/trud/attestatsiya_rabochikh_mest.html
http://znaydelo.ru/buhgalteriya/attestaciya-rabochix-mest.html
http://www.kp.ru/guide/attestatsija-rabochikh-mest-po-uslovijam-truda.html
http://1cert.ru/stati/poryadok-provedeniya-attestatsii-rabochikh-mest
http://studopedia.org/3-7366.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1735612
http://zakon.ru/Discussions/OneDiscussion/45331

Ссылка на основную публикацию