Геймификация в соцсетях: как продвигать сообщества с помощью игровых механик + реальные кейсы

Геймификация в ивенте и не только: 10 живых кейсов

Элемент игры сегодня применяется практически везде, особенно популярен в последнее время этот прием в бизнесе и образовании. Директор образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ Вячеслав Уточкин разъяснил Event LIVE все о геймификации – откуда это явление пришло нашу жизнь, на какие психотипы делятся игроки, как и когда люди и играют, а главное- зачем.

Вячеслав Уточкин,
директор образовательных программ по игровой индустрии, ВШБИ НИУ ВШЭ

История

Чтобы разобраться, что же такое «геймификация», стоит ознакомиться с наиболее емким и простым определением: «Геймификация — это использование игровых элементов и механик за пределами игрового контекста». Сам термин широко распространился во второй половине 2010 года, когда в США проанализировали результаты применения разными компаниями нового маркетингового хода, сочетающего игровые и социомедийные технологии. Вдохновителем идеи продвижения игровых элементов во все сферы жизни стал психолог Г. Зихерман, под руководством которого в Нью-Йорке в 2011 году прошел первый «Игрофикационный саммит» (Gamification Summit).

Важным аспектом геймификации является достижение с её помощью целей, напрямую не связанных с содержанием игры, например, отработка определенных навыков, вовлечение в выполнение рутинных дел, повышение производительности труда и т.д.

В начале XXI века обучение на основе игр или с применением игровых элементов стало массовым. Большую роль в развитии геймификации сыграли рост социальных сетей, смартфоны, планшеты, ноутбуки.

Люди любят играть

Особенно полезна геймификация там, где трудно справиться только с помощью силы воли: диета, спорт, отказ от вредных привычек, HR, обучение.

Сейчас существует множество сфер, где «играючи» можно не только повышать производительность труда, но и отбирать кандидатов на вакансии, обучать персонал, решать бизнес-кейсы и маркетинговые задачи и делать многое другое. Потому что люди – как внутри компании, так и за ее пределами – любят быть вовлеченными в игру.

Сюжет и драма

Еще одним методом геймификации является создание истории, снабженной драматическими приемами. Это создает у пользователей ощущения сопричастности, вклада в общее дело, интереса к достижению каких-либо вымышленных целей. Кроме того, при геймификации применяется поэтапное изменение и усложнение целей и задач по мере приобретения новых навыков и компетенций, что развивает эксплуатационные результаты при сохранении вовлеченности.

Есть несколько основных аспектов:

  • динамика — использование сценариев, требующих внимания пользователя и реакции в реальном времени;
  • механика — использование сценарных элементов, характерных для геймплея, таких как виртуальные награды, статусы, очки, виртуальные товары;
  • эстетика — создание общего игрового впечатления, способствующего эмоциональной вовлеченности;
  • социальное взаимодействие — широкий спектр техник, обеспечивающих межпользовательское взаимодействие, характерное для игр.

Примеры элементов геймификации:

Какие бывают игроки

Модель сегментации игроков, выделенная профессором Университета Эссекса Ричардом Аланом Бартлом, сейчас используется геймдевелоперами по всему миру. Создав одну из первых многопользовательских игр, Бартл наблюдал за поведением игроков и выделил несколько их психотипов:

  • Накопители (Achievers). Также встречается название Карьеристы. Для них важно накопление мощи, денег, крутых артефактов — любых игровых благ и ресурсов.
  • Киллеры (Killers). Для них главная мотивация — превосходство над другими игроками, доминирование, властвование. Они жаждут только победы.
  • Исследователи (Explorers). Им интересно изучать игровой мир и раскрывать его тайны. Они не гонятся за активными действиями и сражениями.
  • Социальщики (Socializes). Их еще называют Тусовщики. Для них важно общение с другими игроками, социальное взаимодействие и взаимопонимание.

Хорошая игра дает всем четырем психотипам возможности для самореализации. Но если какому-то психотипу не хватает нужных фичей, то его представители могут проявлять себя как представители другого психотипа.

Ни один человек не является на 100% Киллером, Социальщиком и т.д., так как в каждом присутствуют черт каждого из четырех психотипов, просто в каждый конкретный момент превалирует какой-то один. Однако психотипы — это не характеристика игрока, а некий шаблон поведения. Люди проявляют разные качества в зависимости от конкретной игры и обстоятельств. Вообще тема психологии игрока очень обширна, и хорошо понимая психологию игр, разработчики создают игровые миры, которые лучше удерживают игроков в игре, лучше их монетизируют.

10 ЖИВЫХ КЕЙСОВ

  • Ежегодная выставка ИгроМир

Компания «СофтКлаб» регулярно проводит квест, в рамках которого предлагает посетителям выставки обойти ряд стендов с новинками издательства. Взяв у сцены красивую брошюру и пройдя по маршруту с предпоследней страницы, посетители получают штамп на отделяемый купон, гарантирующий сувенир. Получение же всех 12 печатей дает право на участии в лотерее с уже более крупными призами от компании.

  • Конференция разработчиков игр DevGAMM

Посетители проходят маршрут с выполнением различных заданий на стендах компаний и при полном прохождении в конце мероприятия участвуют в лотерее с призами от спонсоров. В первом случае компания добивается максимального охвата по представленным продуктам – квест позволяет ознакомиться потенциальной ЦА с максимальным количеством игр, что впоследствии будет конвертировано в прямые продажи. Во втором случае участники конференции посещают наибольшее количество стендов, знакомятся с деятельностью и услугами компаний и впоследствии могут найти для себя взаимовыгодные партнерства и сотрудничества в профессиональной среде.

Или Speed Game Dating – это такой аналог «быстрых свиданий», где происходит быстрая ротация разработчиков и издателей, что позволяет обеим сторонам найти взаимовыгодные сотрудничества.

  • Тренинги и Lego Serious Play

Существуют игры, разработанные специально для тренингов: в них нет фана, но они помогают понять, насколько хорошо идет работа в том или ином сегменте бизнеса. Например, методологию Lego Serious Play разработали около 20 лет назад два швейцарских профессора: используя детали из специального набора, тренеры помогают топ-менеджерам и проектным командам визуализировать и анализировать бизнес-процессы, кейсы или отношения в команде.

Первый опыт применения концепции создатели отработали с командами управляющих в таких компаниях, как Tetra Pak, Hydro Aluminium и TFL, а также в университете IMD для трёхсот сотрудников самой Lego. Выпустили три научных публикации: в 1998 году в научном журнале университета IMD вышла первая статья «В поисках оригинальных стратегий: как насчёт серьезной игры?», в 1999 – «Двигаясь к моделям создания стратегии на базе серьезной игры», опубликованная в «Европейском Журнале Менеджмента», и наиболее популярная статья Мэтта Статлера «Серьезные игры со стратегией» в отраслевом журнале Long-Range Planning. Позже, Къелд Кирк Кристиансен, создатель конструктора и оригинальный владелец компании Lego, первым настоял на применении методов Serious Play в самой компании Lego. В России этот проект стартовал в 2013 году.

ИГРЫ И БИЗНЕС

  • Промсвязьбанк в 2016 запустил онлайн-игру для клиентов «Охота за золотом» с призовым фондом более 30 миллионов рублей, получив за нее «Премию Рунета».

Участниками игры могли стать все клиенты банка, а также те, кто успел оформить карту на протяжении акции. Совершая покупки по карте, за каждые потраченные 1500 рублей участники получали один ход – открывая новую метку на карте, можно было получать золотые, серебряные слитки и бонусные баллы. Первые были эквивалентны определенной сумме в рублях, которая зачислялась на карту. Баллы можно было использовать для получения скидок, оплаты услуг или могли быть переведены в рубли.

  • В Сбербанке в 2017 году сделали впоследствии похожую игру.

Пользователям было нужно после регистрации на сайте бросать «кубик», передвигаясь по виртуальной карте. В зависимости от шага клиент получал призы или дополнительные проценты в виде повышенных бонусов за приобретение товаров и услуг. Чтобы бросить «кубики», клиент мог накопить броски за счет простых действий или потратить от 40 бонусов в счет дополнительного броска. Главным призом были 1 000 000 бонусов «Спасибо», спрятанные на карте в 20 местах, что увеличивало шансы игроков стать бонусными миллионерами. Кроме того, дополнительно была еще и возможность выиграть более 10 000 000 других призов с бонусами.

  • Компания Ticketland.ru укрепила корпоративные ценности и в 3 раза сократила время опозданий сотрудников, запустив геймифицированную корпоративную социальную сеть;
  • Банк Хоум Кредит (Казахстан) в рамках мотивационной игры «SalesForce» на 5% поднял продажи во время падения курса национальной валюты к доллару в 1,5 раза и двукратного сокращения клиентского потока;

ИГРЫ, НАУКА И ИСКУССТВО

В английском языке есть такой неологизм, как «сайенстейнмент» —от science («наука») и entertainment («развлечение») или другой неологизм «эдьютеймент» — гибрид слов education («образование») и entertaiment («развлечения»).

  • В компании Wargaming совместно с представителями Министерства обороны в 2016 году специалисты разместили в Центральном музее вооруженных сил РФ в Москве интерактивную мультитач-панель, где в деталях представлены исторически достоверные 3D-модели более полусотни боевых кораблей основных классов пяти сверхдержав эпохи Мировых войн XX века. Посетителям дали возможность ознакомиться с 3D-моделями, каждую из которых можно было подробно рассмотреть с любого ракурса и под любым углом, поворачивая их из стороны в сторону, приближая и удаляя на сенсорном экране. В свою очередь, все модели сопровождались историческими справками и тактико-техническими характеристиками.
  • В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина заработало AR-приложение Artefact, бесплатное для скачивания в App Store и Google Play. Наводя камеру мобильного устройства на экспонат, отмеченный знаком, можно просмотреть всю информацию прямо на экране своего устройства – узнать исторические факты о нем или, например, сравнить, как произведение выглядело до реставрации и в процессе реставрационных работ.
  • Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ часто проводит фестиваль #Бизнесфест, где любой желающий может бесплатно прийти и поиграть в различные бизнес-игры, которые позволяют получить образовательный эффект в игровой форме. Подобные методы игрофикации имеют одно главное назначение – привлечь внимание и разнообразить обыденные привычные процессы.
    На дисциплине «Игровая логика» здесь же ввели геймифицированную систему подготовки к экзамену. За каждое действие на лекциях, домашнее задание и активность во время занятий слушатель набирает баллы, которые может использовать непосредственно на экзамене чтобы повлиять на свою итоговую оценку.

Посещение образовательного учреждения, тематического ивента, бизнес-тренинга, музея или выставки начинает рассматриваться уже совершенно под другим и непривычным углом, привнося в процесс такой элемент, как интерактивное взаимодействие.

Сейчас все больше сфер заинтересовано в том, чтобы интегрировать методы игрофикации в свои процессы, будь то задачи бизнеса, маркетинга, образования и т.д. И если все нюансы грамотно соблюдены, то и получившийся результат превозойдет ожидания. К тому же, среди бизнес-консультантов сейчас появилась даже новая специализация — геймификаторы – специалисты, умеющие встраивать игровую механику в бизнес-процессы.

Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE, при перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна.

Фото в материале: Facebook, Государственный музей изобразительных м искусств им. Пушкина, ,DevGAMM Pxhere.com, Pixabay.com CC0 Creative Commons

Бесплатно для коммерческого использования
Указание авторства не требуется

Элементы геймификации в СММ. Как «подсадить» пользователей на ваш продукт?

Только ленивый не сказал о необходимости вовлекать и удерживать аудиторию контентом. Правда, мало кто говорит о том, как заставить ЦА этот контент лайкать и делиться им. Так вот: контент должен быть либо виральным (таким, которым хочется поделиться), либо… Игровым.

Что такое геймификация?

Геймификация – использование игровых элементов в не-игровой среде. Примерами может служить ваше приложение-шагометр, накопительная бонусная карточка в магазине и т.д. Чтобы понять, как это работает – почему нам нравится собирать «мили» или участвовать в опросах – нужно разобраться с понятием мотивации.

Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Любой мотив к действию означает, что человек хочет что-либо получить: положительные эмоции, удовлетворение, признание, статус. Или, наоборот, избежать наказания.

Человек должен захотеть взаимодействовать с вами, у него должна быть какая-либо мотивация сделать это. Игровые механики служат прекрасными помощниками на этом поприще.

Геймификация в обыденности. Зачем это нужно пользователям и бизнесу.

Существует множество сервисов, позволяющих геймифицировать любое повседневное действие – от уборки до наполнения групп в соцсетях или сведения дебета с кредитом. Пользователи отмечают повышение продуктивности в делах в несколько раз. Так почему нам так нравится играть?

  • Статус. Перенос жизненных ситуаций на игру. Собрать больше очков, чем сосед. Бежать быстрее. Тренироваться дольше. Показывать результат лучше и чаще. Признание экспертности на форуме. Больше доверия к профайлу на LinkedIn. Высокая социальная значимость.
  • Доступ. Возможность пройти больше бесплатных курсов в онлайн-академии, прочитать больше статей, купить что-то в игре.
  • Власть. Сюда относится продвижение по работе и возможность реализовать потребность в лидерстве. Еще: статус модератора на форуме; звание «старшего», и т.д.
  • «Плюшки». Призы, милые безделушки или нечто действительно стоящее.

Но зачем так заморачиваться бизнесам? Чтобы удержать пользователя на долгое время. Пользователь, который думает, что тратит меньше, чем получает = хороший, лояльный покупатель. Он будет говорить о вас, советовать друзьям и знакомым. Будет гордиться своей «брендовой принадлежностью» и делать это совершенно бесплатно, если только вы дадите ему что-либо из списка выше.

Это – возможность получить большой целевой охват, выделиться на фоне конкурентов, запомниться и создать комьюнити.

Игровой контент в соцсетях

Сейчас много говорят о штуке с интерактивными обложками, организованной телеканалом «Пятница». Оставив комментарий с тегом #ШляпаРаспредели, гости страницы получали индивидуальную обложку с направлением на один из факультетов Хогвартса. За время акции канал привлек более 11000 подписчиков в группу. И, разумеется, все кинулись смотреть «Гарри Поттера» — рейтинг фильмов вырос в 2,5 раза по сравнению с обычными днями.

Любимая многими передача «Орел и Решка» подсаживает на новые выпуски, т.к. в них объявят, где искать сто баксов.

Некоторые кафе устраивают «час скидок» на страницах в соцсетях: нужно «поймать» скидку, вовремя увидев промокод, и заказать себе еды дешевле обычного.

В общем, механик много. Вы все знакомы с розыгрышами и акциями. Действенный и достаточно простой вариант игрового контента. Условно розыгрыши и акции можно распределить на два типа:

Первый — участникам нужно выполнить какое-либо условие – например, расшарить пост или подписаться на страницу. И все. Победитель определяется случайным образом.

Второй — участникам нужно выполнить какое-либо задание. Классная штука, но призы должны быть стоящими, иначе никто не будет напрягаться. Подходит почти для любой ниши. Попросите своих подписчиков что-либо нарисовать, склеить, сфотографировать – одним словом, создать – и пообещайте победителю в награду что-то ценное.

Что нужно учитывать при создании игрового контента?

Несколько подсказок и несколько подводных камней.

  • Пользователям больше нравится выигрывать что-то осязаемое. 200 гривен лучше, чем купон на скидку того же номинала. Или скидка должна быть серьезная – 30-50%.
  • Поставьте себя на место пользователей. Что бы вам было приятно получить? Что-то нужное, но то, что сами бы вы себе, наверное, не купили. Набор люксовых красок; профессиональная модель самолета; новый объектив для фотоаппарата, и т.д.
  • Не обязательно подарок должен быть из ассортимента ваших продуктов и услуг. Это может быть и просто что-то связанное с вашей нишей. Приятный полезный приз: читалка, внешний хард, термо-кружка.

Еще один пример игрового поста

  • Чтобы конкурсы возымели ожидаемый эффект, нужно, чтобы о них узнали. Если у вас мало подписчиков в группе, идите на внешние ресурсы: форумы, дружественные группы. Освещайте свою акцию везде, где можно.
  • Если позволяет бюджет, закупите рекламу у лидеров мнений и блогеров. Так вы точно получите участников.
  • Опасайтесь нецелевых участников – прайз-хантеров. Такие ходят по большим пабликам в ожидании халявы. Чтобы отсеять, организуйте конкурсы, где ради приза нужно потрудиться.
  • Накрутки – бич нашего времени. Можно, конечно, закрыть группу на время проведения конкурса, но тогда КПД снижается вдвое. От накруток как раз помогают конкурсы с элементом рандомности в выборе победителей.

Развлекайте своих пользователей – и они превратятся в благодарных покупателей! Нужен совет? Задайте свой вопрос здесь.

Геймификация в соцсетях: как продвигать сообщества с помощью игровых механик + реальные кейсы

Геймификация в сообществах ВКонтакте: как конвертировать лайки в продажи и получить метку Прометея

17751

#86 Геймификация в сообществах ВКонтакте: как конвертировать лайки в продажи и получить метку Прометея

Гость студии — Анастасия Югова, эксперт в области вовлечения и геймификации в сообществах. Поговорим о геймификации в сообществах ВКонтакте, создании чат-ботов, о метке Прометея и её пользе для коммерческих сообществ.

— Что такое геймификация. Для каких аудиторий работает эта контент-стратегия.
— Использование геймификации в нишевых сообществах ВКонтакте.
— Составление контент-плана: конкурсы, баллы, оффлайн-активности. Поиск наиболее эффективной стратегии для вашей ЦА.
— Какие ресурсы задействованы от разработки до реализации игровых активностей в сообществах.
— Вовлекающий контент в условиях умной ленты ВКонтакте: как привлечь пользоватей и метку Прометея.
— С помощью каких инструментов вовлекающие активности реализуются на практике. Создание и разработка чат-ботов и динамических обложек.
— Выгодно ли заниматься геймификацией коммерческим сообществам. Какие результаты можно ожидать при изменении контент-стратегии в сторону разработки активностей для аудитории.
— Вовлекающий контент как способ конвертировать лайки, репосты и комментарии в продажи.
— Блиц.

Больше ссылок в нашей рассылке ВКонтакте: присоединяйтесь! Вступайте в группу подкаста ВКонтакте, подписывайтесь на рассылку и получите сборник расшифровок лучших подкастов за последний год. https://vk.com/nextmediapodcast

Полезные подкасты по теме:

— Умная лента ВКонтакте: как работают алгоритмы
https://smm.podster.fm/76
— Кейс выпускников «Школы SMM-специалиста»: 3 подхода к анализу целевой аудитории издательства «МИФ»
https://smm.podster.fm/83
— Кейс «Додо Пиццы»: глобальные и локальные SMM-стратегии
https://smm.podster.fm/79

Слушаете нас через iTunes? Оставьте комментарий! Авторам самых конструктивных комментариев мы подарим промокод на одну из электронных книг по маркетингу издательства “Манн, Иванов и Фербер”. Вы также можете оставлять отзывы на личных страницах в соцсетях по тегу #сммбезкотиков. Будем на связи: [email protected]

Геймификация в социальных сетях — способ выиграть в SMM

«Что наша жизнь? Игра» – поет раскатистый бас в заставке к известной телепередаче «Что? Где? Когда?». Действительно, игра сопровождает нас повсюду, в том числе, и в социальных сетях, где ее называют термином геймификация.

В этой статье мы поговорим о том, какой бывает геймификация, я расскажу, зачем она нужна блогерам или бизнес-аккаунтам, а еще поделюсь несколькими способами, как внедрить ее в своем сообществе.

Что такое геймификация

Геймификация в соцсетях — это использование игровых механизмов для вовлечения аудитории в процессы бренда. Это игровые подходы для неигровых процессов.

Опросы, тесты, конкурсы и другой интерактив вовлекает пользователей, поэтому для потребителя предлагаемая игра становится не давлением ради продаж, а источником положительных эмоций, которые в, свою очередь, повышают лояльность.

И да, геймификация может быть разнообразной. От обычных игр в ассоциации и города до сложных увлекательных квестов.

Зачем нужна геймификация

Вы еще не уверены, что вам нужна геймификация и задаетесь вопросом «стоит ли игра свеч»? Тогда познакомьтесь с преимуществами, которые получает бред, потрудившийся внедрить игровые элементы в свои соцсети.

Виральность

Посты с элементами геймификации набирают бОльшую популярность и даже могут стать вирусными. Просмотры и вовлечения растут естественным образом (без вмешательства оптимизаторов), за счет того, что контент интересен аудитории.

Рекомендации

Алгоритм умной ленты соцсети видит интересный виральный контент и сам начинает предлагать его пользователям. Например, у «Вконтакте» есть «Прометей» – искусственный интеллект, который ищет интересных авторов и присваивает им свой значок, выводя публикацию в топ.

Лояльность

Потенциальный подписчик видит органическую активность на вашей странице, комментарии и лайки от живой аудитории – это доказательство того, что бренд нужен и интересен людям. Кроме того, игра увлекает многих, и если ее механизмы будут интересны и понятны, сыграть захочет каждый.

Рост продаж

Совокупность событий, которые влечет за собой геймификация, в конечном итоге приводит к росту продаж.

Какой ЦА подойдет геймификация

Существует миф, о том, что геймификация – это развлечение для подростков и не подойдет взрослому поколению. На самом деле, она подходит всем пользователям соцсетей в независимости от пола, возраста и религиозных убеждений 🙂 Не подходит она только бизнесу, для которого соцсети не актуальны вообще. Например, производителям башенных кранов или железнодорожных рельс.

Главное – найти подход к своей целевой аудитории. Если ваша ЦА – это люди старшего поколения, не нужно разговаривать с ней молодежным «хайповом» сленгом или предлагать поучаствовать в сложном квесте. Зато они с удовольствием примут участие в опросе, викторине или найдут 10 отличий на картинках.

Не верьте мифам – тестируйте и изучайте свою аудиторию постоянно, серьезные люди тоже охотно вовлекаются в игру.

Как внедрить геймификацию в свою контент-стратегию

Шаг 1. Начните публиковать контент

Пользователь не останется в пустой группе, его нужно заинтересовать, алгоритмы соцсетей тоже оценят ваши труды. Поэтому – сначала наполните страницы. Это не значит что нужно в одночасье залить 20 постов. Пусть они выходят 1-2 раза в день. Дайте аудитории время привыкнуть к постингу.

Шаг 2. Получите лайки

Вовлекайте аудиторию постепенно – пусть она привыкнет оставлять лайки под вашими постами. На лайки влияет качество и количество контента. Посты должны выходить регулярно и трогать ваших подписчиков. Позаботьтесь о качественном визуале, интересном развлекательном наполнении. На этом этапе можно провести голосование, чтобы понять какое количество человек уже взаимодействуют с брендом.

Шаг 3. А как насчет комментария?

Окей, ваши подписчики привыкли жать на сердечко, пора поделиться своим мнением! Пусть они выйдут на новую стадию общения с брендом и вовлечения. На этом этапе нужно обращаться к аудитории с вопросами или внедрять примитивную геймификацию. Например, сыграть с аудиторией в простую игру. От вас она не потребует затрат, а подписчиков заинтересует.

Шаг 4. Ну, кто смелый, го по репосту!

Самая сложная задача. Предложите аудитории качественный контент, которым она захочет поделиться.

Может показаться, что есть простой способ получить большое количество репостов, проведя конкурс с рандомным выбором победителя. Но такой подход может привлечь в ваше сообщество халявщиков , которые перестанут взаимодействовать с вами, как только конкурс закончится.

Поэтому, сначала создайте активное ядро аудитории. Привлеките ее качественным контентом. Хорошо работают подборки книг, фильмов, аудио, которые можно сохранить или скачать, а не просто описания. А там и до конкурса репостов недалеко.

Какие ресурсы потребуются

  • Время. На все этапы внедрения геймификации требуется от 1 до 6 месяцев. Это анализ аудитории, наполнение группы контентом, первичное вовлечение.
  • Работа команды. Тяжело делать все одному, поэтому есть два варианта – нанимать штатных специалистов: копирайтера дизайнера которые будут все реализовывать или отдать это дело на аутсорсинг компании которая занимается продвижением. Ну и да, сначала аудитория будет не очень активной, поэтому привлекайте знакомых, сотрудников для лайков/комментариев/репостов.
  • Бюджет. Для анализа активности в сообществе придется привлекать платные ресурсы, вкладываться в таргет, чтобы привлечь подписчиков.

Сервисы для сообществ, которые занимаются геймификацией:

  • Dynamic Cover. Сервис для создания динамических обложек.

Динамическая обложка «ВКонтакте» необходима для того, чтобы подписчики видели всю необходимую информацию в нужный период времени. То есть живая обложка – это своеобразная интерактивная доска информации. Она может автоматически обновлять практически любую информацию. Если вы хотите разместить на живой обложке информацию о своих акциях или информировать своих подписчиков о погоде, а также показывать подписчиков, вступивших к вам в сообщество, поставивших больше всего лайков.

Сервисы для сообществ, которые проводят геймификацию с подсчетом баллов. Они начисляются подписчикам за активное участие в жизни группы. С помощь сервиса можно быстро определить и премировать тех участников, которые любят сообщество, участвуют в викторинах, активно ставят лайки и делают репосты.

  • SmartBot. Конструктор ботов для Вконтакте

Для тех, кто играет по-крупному и располагает хорошим бюджетом. Чат-боты активно используют крупные компании, такие как «Сбербанк» и Coca-Cola, чтобы сообщать о новостях компании, акциях, дарить подарки в виде стикеров. Чат-бот можно использовать, как навигацию по услугам, упрощая коммуникацию с клиентом элементами игры.

Виды геймификации

Мини-игры

Начиная с самых примитивных: игры, которые влекут комментарии. Суть: несложная загадка для подписчиков. Плюсы: хорошее вовлечение без затрат.

Вот, например, ИКЕЯ предлагает своим подписчикам в Инстаграме найти в фото из каталога номинантов на Оскар. Компания одновременно рекламирует свои товары и использует игровую механику.

Вообще, «Вконтакте» — отличная платформа для тестирования любых игровых форматов, в том числе всевозможных викторин. Например, в сообществе одного из наших клиентов еженедельно проводится игра «Угадайка», в которой принимают участие около 500 человек.

Интересный опыт – игра M&M’s «Крендель-шпион». В рамках своей рекламной кампании M&M’s опубликовал на странице в Facebook картинку с множеством конфет, среди которых спрятался крендель. Дизайн и поиск «шпиона» не затратны, но картинка очень быстро заработала вирусную популярность.

«Одноклассники» – хорошая платформа для простых развлекательных игр, которые оценят ваши мамы и бабушки. Аудитория «Одноклассников» достаточно активно принимает в ней участие, пишет комментарии и ставит лайки.

Конкурсы активности

Распространенный и эффективный способ вовлечения. В течение какого-то периода (неделя/месяц) аудитория должна комментировать, ставить лайки. Самые активные пользователи получают призы. Плюсы: высокое количество вовлечений.

Розыгрыши

К этому типу геймификация можно популярные и любимые всем конкурсы репостов, но некоторые компании изобретают более изощренные форматы. Пожалуй, самый яркий пример от питерской пиццерии «2 берега»:

Правило розыгрыша: победит тот, чей комментарий продержится последним более 6 часов. Итог: 11 601 комментарий. Игра длилась 2 месяца.

Онлайн-игры

Это тип геймификации подходит для групп с большим количеством подписчиков и большими финансовыми возможностями. В этом случае придется запускать самостоятельное приложение, где будет происходить игра.

Приведу сразу два примера из опыта «Додо-пиццы».

Новогодний предсказатель. Пользователь писал кодовое слово в комментариях и ему генерироваровалось предсказание на 2020 год.

Додо ГИФТ МАШИН

Создана на базе игры-головоломки Candy Crash. Додо применила эту игру к 23 февраля. Пользователь должен был уничтожать типичные подарки, получать баллы покупать призы (из ассортимента ресторана). Один блогер так увлекся, что два часа стримил, как играет.

Квесты

Самый интересный и самый творческий способ геймификации. Такой формат может выходить за пределы интернета.Принцип – чем больше действий необходимо выполнить, тем меньше будет участников, но чем захватывающее сценарий, тем больше желания пройти до конца. Приз нужно предлагать соответствующий затраченным усилиям, либо квест должен быть очень увлекательным сам по себе.

Пример в Инстаграме

Девушка тату-мастер расклеила 100 стикеров по всему городу, задача подписчиков найти их, сфотографировать, выложить у себя в сторис.

Пример в YouTube

На канале adidas Original велось прямое включение из разных районов Москвы. В трансляции показывали здания и предметы, которые должны были подсказать, где спрятаны кроссовки. Разгадывая ключи, участники находили кроссовки в самых неожиданных местах – в кафе, на крыше или в музее.

Тренды и антитренды геймификации

Говорить о том, что один вид геймификации – давно канул в Лету, а вот другим нужно пользоваться всегда и везде, конечно нельзя. Важно понимать и анализировать, что заходит именно вашей аудитории, многие охотно играют в слова в комментариях и находят 10 отличий, но совершенно не понимают, зачем и главное, как пройти сложный квест.

Простые виды вовлечений:

  • Игры в слова, города и тд.
  • Розыгрыши за репост, лайк, отместку друга.
  • Опросы.
  • Угадайки.

Более сложные виды вовлечений:

  • Квесты
  • Квесты в полях
  • Интерактивы в Сторис
  • Интеллектуальные викторины

Тестируйте разные виды вовлечений и выбирайте оптимальный вариант для вашей аудитории. Помните, чем сложнее вид игры, тем больше от от вас потребуется ресурсов. Рассчитывайте свои силы, думайте реалистично, и будет вам счастье!

Геймификация в бизнесе

Даже самые отчаянные карьеристы устают от рутинных задач. Однообразие информации и методов подачи сказывается и на отношениях клиентов к бренду. Чтобы увеличить мотивацию команды и интерес пользователей к взаимодействию с продуктом, многие компании используют геймификацию. Если в 2010 году концепция только распространялась, то сейчас рынок систем, использующих игровые механики в бизнесе и маркетинге, оценивается в $2,17 млрд. Эксперты прогнозируют рост до почти $20 млрд к 2023 году.

Что такое геймификация?

Геймификация — способ превращения рутинного процесса в игру, вроде начисления очков за действия, введения соревнования и рейтингов, уровней сложности и так далее. Цель этих манипуляций — увеличить вовлечённость участников и мотивировать к достижению цели.

Термин появился в 2008 году и стал распространённым спустя два года, когда разработчики начали внедрять системы наград в программное обеспечение. Сегодня методами геймификации пользуются корпорации Nike, SAP, Pearson, Salesforce, Cisco, United Airlines, Microsoft, Target, Spotify, Siemens, GE, IBM, McDonald’s и многие другие.

Примеры использования игровых идей в управлении можно найти ещё в учебниках истории. В 1795 году Наполеон с помощью игры решил проблему доставки свежей еды в армию, находящуюся на вражеской территории Египта. Он объявил, что заплатит 12 тыс франков изобретателю способа длительного хранения пищи. Своеобразный конкурс активизировал средний класс и творческую элиту Франции, и через несколько лет французский кондитер предложил технологию простейшего консервирования, используемую до сих пор.

Один из идеологов концепции геймификации Гейб Зикерманн считает, что в современном мире игры поглощают остальные формы развлечений и традиционные формы медиа. В книге «Геймификация в бизнесе. Как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов» он пишет:

«Классические модели вовлечения больше не имеют веса в мире, в котором царит многозадачность, а число отвлекающих факторов постоянно увеличивается, так что жизнь все более становится похожей на игру. В такой новой среде обитания люди ожидают повышенного вознаграждения, стимулирования и обратной связи».

Где используют геймификацию?

Есть два основных вида геймификации в деловой среде и один дополнительный, находящийся на стыке бизнеса и общественных интересов:

  1. Внутренняя или управленческая. Задача: мотивация сотрудников.
  2. Внешняя или маркетинговая. Задача: привлечение и удержание клиентов.
  3. Социальная или «изменяющая поведение». Задача: побудить к полезным для пользователя действиям при взаимодействии с брендом.

Внутренняя геймификация

Ещё на советских предприятиях использовали доски почёта, что схоже с идеей корпоративной геймификации. С одной стороны, соревнования внутри компании начинаются с демонстрации показателей KPI коллективу. С другой, геймификация подразумевает, что участники вовлекаются не из необходимости доказывать личную эффективность, а с интересом. При этом люди подходят к игре по-разному и преследуют в процессе разные выгоды.

Эксперт в теме геймификации Анджей Мрожевски выделяет несколько типов игроков. На практике в человеке комбинируются признаки разных категорий. На сайте Мрожевски можно определить свой тип с помощью теста.

Внешняя геймификация

Маркетологи используют игровые инструменты для активизации пользователей и привлечения новых клиентов. Игры не только вовлекают участников, но и обладают высокой вирулентностью: участники охотно делятся впечатлениями и результатами в разговорах с приятелями и с подписчиками в социальных сетях. При этом взаимодействие с пользователями не ограничено конкурсами: в следующих главах мы отдельно рассмотрим маркетинговые кейсы и способы внедрения геймификации крупными компаниями.

Изменяющая поведение геймификация

Обычно это общественные программы, которые проводят социальные или правительственные организации. Они помогают людям обрести полезные привычки: приобщиться к здоровому образу жизни, правильному питанию и спорту, самообразованию, пенсионным накоплениям и так далее.

Маркетинговые кейсы

Монополия от McDonald’s

С 1987 года сеть ресторанов быстрого питания ежегодно проводит игру «Монополия», к которой в последние годы подключилось множество других брендов. Компания предлагает клиентам за покупку блюд из меню специальные фишки, символизирующие место на игровом поле аналогичном знаменитой игре братьев Паркер.

Названия улиц в «Монополии» совпадают с реальными местами в городах. Чем выше стоимость заказов и частота посещений, тем больше шансов собрать поле одного цвета и выиграть призы, среди которых путешествия, автомобили, деньги. McDonald’s вместе с партнёрами тратит огромные суммы на «Монополию», но каждый год поднимает проценты продаж. По данным компании, благодаря игре доходы в 2011 году выросли за один только месяц проведения игры на 5,5%.

Обучение в игре от Autodesk

Autodesk 3ds Max — программа для 3D-моделирования, которой пользуются дизайнеры и другие специалисты, занимающиеся моделированием. В 2012 году разработчик геймифицировал пробную версию продукта, выпустив образовательно-развлекательную игру Undiscovered Territory.

Пользователи участвуют в квесте, локации которого находятся в разных уголках мира, выполняя задания и попутно обучаясь функциям программы. Участников награждают бейджами за прохождение миссий и упоминания о результатах в социальных сетях. Лидер соревнований получает дорогостоящий пакет программ Autodesk Entertainment Creation Suite.

Соревнования в спортивных достижениях

В 2012 году вместе с запуском приложения Nike+Fuelband началась волна геймификации фитнеса. В основе лежит естественное для спорта желание соревноваться и достигать результатов. Пользователь приложения получает ежедневную статистику физических нагрузок, потребления и расхода калорий, может задавать себе цели или бросать вызов друзьям, получает очки за достижения. За количество баллов присваивается место в общем рейтинге. Спустя год после запуска у Nike+Fuelband было уже 11 миллионов пользователей.

Игровое образование

Благодатная для геймификации сфера — электронное образование. Первопроходец в игровом формате обучения иностранным языкам в России — онлайн-сервис LinguaLeo. Вместо набора обучающих материалов, английский здесь представлен в виде «языковых джунглей», в которых проводником пользователя становится лев по имени Лео, а виртуальной валютой — фрикадельки. Ими можно «оплачивать» новые задания.

Это называется «эмоциональная упаковка». Она не обязана быть совсем уж игровой. Задача в том, чтобы вывести на поверхность то, что и так существует, но не заметно, например, подчеркнуть экспертность участников сообщества, визуализировать иерархию, подняться над рутиной обыденной жизни», — пишет Илья Курылёв, создатель игровой механики LinguaLeo.

Email-квест «М-видео»

Кейс «М-видео» — пример того, что для применения игровых механик можно обойтись без создания отдельной платформы или приложения. В 2012 году сеть магазинов электроники предложила клиентам email-квест на основе мультфильмов «Рок Дог» и «ЛЕГО: Ниндзяго фильм». Участники получали задания по почте, за выполнение им начислялись очки, которые можно обменять на промокоды со скидками.

По данным разработчика игры, возврат инвестиций (ROI) от проведения квеста составил 760%. 30% игроков, ранее не входивших в базу, остались подписчиками email-рассылки «М-видео».

Игры в SMM

Геймификация для комьюнити

Кейсы применения игровых механик в социальных сетях ещё раз подтверждают, что квест может быть одновременно эффективным и недорогим в реализации. Самый очевидный вариант — перенести в социальные сети, так называемую, программу лояльности, то есть систему награждений за совершаемые действия. Например, пользователь пишет комментарий — получает 10 баллов, отзыв о продукте — бейдж «эксперт», занимает первое место в рейтинговой таблице — попадает на аватар сообщества. Эти методики также эффективны для работы комьюнити-менеджера, задача которого выстраивать вокруг бренда лояльное сообщество.

Геймифицированные конкурсы

Удивить подписчиков конкурсами в социальных сетях становится сложнее. Розыгрыши за репост потеряли доверие, а творческие задания выполняет слишком малый процент подписчиков. Но конкурсы с интересной игровой механикой вызывают намного больше энтузиазма.

Совладелец и креативный директор Little Big Agency Василий Богданов приводит в пример следующий кейс.

Картинка загружена, как обложка сообщества, а правила конкурса объясняются в посте. Пользователи выбирают ячейку в комментариях, а дизайнер и SMM-щик каждые 5-10 минут меняют изображение с открытыми полями — участники получают мгновенный результат.

Графические квесты

В статье «10 рекламных кейсов в Инстаграме» был пример приключенческого комикс-квеста в инстаграме компании Old Spice. Для создания игры разработчики сделали 21 профиль в социальной сети, разместив на каждом сюжетное ответвление квеста. Навигация работает с помощью отметок на изображении.

Аналогичной механикой воспользовались в 2014 году «Одноклассники», запустив в Инстаграме квест, посвященный корпоративу Mail.ru Group. В игре, состоящей из фото и видео, главный герой ходит по 27-этажному зданию холдинга и разыскивает спутницу.

Как создавать игру?

Игровых механик, которыми пользуются разработчики видеоигр, много, но не каждая применима в бизнес-игре.

Чаще в геймификации используются следующие элементы:

  • достижения (очки, баллы, медали, бонусы) — материальное или виртуальное вознаграждение за выполненное действие;
  • бейджи — виртуальные награды, обычно графически оформленные, которые служат для измерения активности игроков;
  • уровни — возрастающие статусы, которые открывают новые привилегии участникам;
  • лидерборды — таблицы, отображающие рейтинги самых активных и успешных в выполнении задач участников;
  • виртуальная валюта — средства, которые пользователь получает за действия и может использовать в виртуальном магазине или обменять на товар/услугу/скидку от компании.

Кажется, что применить игровые механики просто: достаточно внедрить систему начисления баллов за целевое действие, в котором заинтересована компания, объявить призовой фонд и составить лидерборд. Но этим понятие «геймификация» не исчерпывается, если цель компании не устроить разовую акцию, применив игровое действие — например, провести игровой конкурс.

Прежде чем заняться разработкой полноценной игры, нужно:

  1. Определить потребность, которую должна удовлетворить игра. Каких показателей вы хотите достигнуть?
  2. Оценить целевую аудиторию, типы «геймеров» и их интересы. Какие персонажи, задания и вознаграждения будут им интересны?
  3. Найти платформу для реализации. Будете ли вы создавать сайт или приложение специально для игры или воспользуетесь социальными сетями или электронной почтой?
  4. Проанализировать возможности монетизации. Каким образом окупятся вложения в разработку и призы для лидеров?

Наконец, в игре, цель которой увеличить вовлечённость пользователей, важен интересный сценарий и увлекательные задания, соответствующие целям. Здесь успех зависит от оригинальности идей автора игры, характеристик продукта и предпочтений аудитории. Лучший результат даст привлечение в команду маркетологов игропрактика — специалиста с опытом разработки игр и глубоким пониманием психологии геймеров.

Будущее геймификации

Представители британской организации Gamification Nation считают, что сейчас компании только начинают осознавать, что такое геймификация на практике, при этом переставая воспринимать игровые методики в бизнесе, как отдельные маркетинговые трюки.

Эксперты прогнозируют, что концепция будет дальше распространяться в социальных сетях, на веб-сайтах и приложениях, ориентированных на клиента. Особое внимание стоит обратить на опыт разработчиков в азиатских странах, где аппетит к применению игровых методик в неигровых процессах наиболее высокий, а специалисты очень изобретательные.

В России концепция и ее практическое применение распространяется медленнее, поэтому есть все шансы удивить рынок оригинальной игровой стратегией продвижения. Или свою команду — геймифицированным рабочим процессом. Главное — не заиграться!

Источники:
http://peretyaka.com/elementy-gejmifikatsii-v-smm-kak-podsadit-polzovatelej-na-vash-produkt/
http://nextmedia.pro/podcast/2
http://semantica.in/blog/gejmifikacziya-v-soczialnykh-setyakh-sposob-vyigrat-v-smm.html
http://parasitelab.com/ru/blog/gamification
http://fbm.ru/kak-sozdat-svojj-biznes/marketing/gorjachie-zvonki.html

Ссылка на основную публикацию